Имеющий слушания да услышит
За политику в отношении России сенаторы похвалили Госдепартамент и осудили Дональда Трампа
В среду, 22 августа, в США, как ожидается, вступит в силу пакет антироссийских санкций в связи с отравлением в британском Солсбери экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери. Новые, еще более жесткие ограничительные меры, ожидаются осенью. Эти санкции были разработаны администрацией Дональда Трампа. Несмотря на это американские законодатели по-прежнему упрекают главу Белого дома в чрезмерном дружелюбии по отношению к Москве. Во вторник сразу в двух комитетах Сената прошли слушания, на которых представители Белого дома были вынуждены защищать Дональда Трампа. Но в том, что президент и его администрация придерживаются единой позиции по российскому вопросу, сенаторов они так и не убедили.
Президент и его администрация
Слушания по «российской угрозе» прошли во вторник одновременно в двух сенатских комитетах — по международным отношениям и по банковским делам. В первом за действия и заявления Дональда Трампа и его администрации отчитывались помощник госсекретаря по делам Европы и Евразии Уэсс Митчелл и помощник министра финансов Маршалл Биллингсли. Сенаторы неоднократно задавали им в разных формулировках вопрос: можно ли говорить о существовании единой внешней политики США на российском направлении, ведь действия Госдепартамента и Минфина нередко противоречат заявлениям Дональда Трампа на пресс-конференциях и в Twitter?
Так, сенатор-демократ Роберт Менендес вспомнил о рабочей группе с участием представителей бизнеса двух стран, о создании которой было объявлено по итогам хельсинкского саммита лидеров РФ и США Владимира Путина и Дональда Трампа 16 июля. По мнению сенатора, речь, наоборот, должна идти об усилении давления на Москву — и в этой связи, например, недопустимо то, что обновления американского черного списка российских олигархов и бизнесменов не было аж с 6 апреля. В своем выступлении господин Менендес — один из наиболее ярых критиков Москвы — говорил о недопустимости ведения американскими компаниями бизнеса с РФ, поясняя: Москва продолжает вмешиваться в американские избирательные процессы, поддерживать режим сирийского лидера Башара Асада и иранские «прокси-силы», преследовать оппозицию и «врагов режима», дестабилизировать ситуацию в соседних странах.
Сенатор Крис Мёрфи отвлекся от внешнеполитической повестки, чтобы обвинить Дональда Трампа в наступлении на свободу СМИ «в духе периода правления Сталина». «Атакуя свободную прессу, Дональд Трамп делает подарок России»,— заявил он. Но при этом похвалил присутствовавших в зале представителей администрации. «Мы должны игнорировать то, что говорит президент, и обращать внимание на то, что делает Госдепартамент. В США сейчас есть две внешние политики»,— отметил Крис Мёрфи.
«Я не согласен с этим. Между администрацией и президентом различий нет»,— парировал Уэсс Митчелл. Но сенаторов, похоже, не убедил.
«Политика Дональда Трампа вовсе не является дружественной в отношении России, хотя во время предвыборной кампании он и говорил, что хотел бы наладить отношения с Москвой»,— напомнил “Ъ” эксперт Российского совета по международным делам Иван Тимофеев. По его мнению, заявления сенаторов — это «троллинг Трампа, которого на Капитолийском холме не любят».
Что нужно знать о санкциях против России
Санкционный эффект
Тем временем в комитете по банковским делам отчитывалась замглавы Минфина Сигал Манделкер. Она рассказала, что «с января 2017 года по различным причинам администрация ввела санкции в отношении 217 российских юридических и физических лиц». Она отметила, что санкционная программа США в отношении России — одна из самых активных среди всех прочих.
«Противодействие российской агрессии — приоритет для Минфина»,— подтвердил на слушаниях в соседнем зале Маршалл Биллингсли. Отвечая на вопросы о последствиях санкций, он не стал вдаваться в детали, предложив провести закрытый брифинг. При этом представитель Минфина обратил внимание на то, что его ведомство во вторник добавило в список санкций по КНДР две российские компании и шесть судов. Также он не исключил введения новых ограничительных мер — в связи с использованием в России рабочих из КНДР.
Помощник госсекретаря Уэсс Митчелл, говоря о последствиях санкций, был более конкретен. Он рассказал: прямые инвестиции из США с 2013 года снизились на 80%, курс рубля недавно упал до минимума 2016 года, а рейтинги Владимира Путина по сравнению с мартовскими показателями, когда в РФ прошли президентские выборы, значительно снизились. Также господин Митчелл заверил: благодаря комплексу принятых мер вмешательство РФ в электоральные процессы в стране сейчас меньше, чем в 2016 году, когда граждане США выбирали главу государства.
Представитель Госдепартамента оговорился: «Дверь для диалога является открытой — на случай, если Путин решит сделать вызывающие доверие шаги в направлении конструктивного пути». Мяч сейчас, отметил Уэсс Митчелл, на стороне России.
Среди всех выступавших на слушаниях особую позицию занял сенатор-республиканец Рэнд Пол. Предупредив, что санкции могут сблизить Россию с Китаем, он высказал неожиданное предложение: обещание не принимать в НАТО Украину и Грузию снизит напряженность в российско-американских отношениях. «А если мы будем ждать, пока Россия вернет Крым, то можем ждать до скончания времен»,— заявил Рэнд Пол, призвав поискать возможности для некоторого смягчения санкций при условии хотя бы «незначительного изменения поведения России».
«Выборы еще не прошли, а санкции уже готовы»
Впрочем, пока смену вектора санкционного движения ничто не предвещает. Как ожидается, в среду, 22 августа, в Федеральном реестре — официальном сборнике документов правительства США — будет опубликована информация о вступлении в силу новых санкций против РФ, разработанных и принятых администрацией Дональда Трампа. Анонсируя их, в Госдепартаменте ранее поясняли: речь идет об ответе на «использование нервно-паралитического вещества "Новичок" в Солсбери против граждан России в обход международного права и Конвенции о запрете использования химоружия». В Вашингтоне уверены, что к отравлению на территории Британии экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии причастна Россия. Среди ожидаемых мер — полный запрет на экспорт в РФ электронных устройств и комплектующих двойного назначения. При этом более жесткие шаги ожидаются до конца ноября: как отмечают в Вашингтоне, речь может пойти о снижении уровня дипотношений, а также о жестком ограничении экспорта и импорта. Среди прочего, запрет может коснуться поставок самолетов Boeing компании «Аэрофлот» (см. “Ъ” от 10 августа).
В Вашингтоне заявляют, что реализации такого сценария еще можно избежать — для этого власти России должны будут дать убедительные гарантии неприменения химического и биологического оружия, а также разрешить ООН и другим международным организациям провести проверки на территории страны. Однако все заявления российского руководства свидетельствуют о том, что брать на себя вину за «дело Скрипаля» Москва не собирается. Позицию РФ во вторник вновь пояснил глава МИДа Сергей Лавров. Комментируя слова президента США Дональда Трампа о том, что санкции могут быть отменены, если Москва сделает «что-то полезное» (например, по Сирии или Украине), министр заявил: «Всем понятно, что санкции введены не из-за Сирии, не из-за Украины, не из-за Крыма, не из-за чего бы то ни было, кроме как из-за желания использовать методы недобросовестной конкуренции, продвигать абсолютно бесперспективную политику сдерживания России».
А официальный представитель МИД РФ Мария Захарова прокомментировала планы Конгресса, который подготовил свои предложения по ужесточению санкций. Напомним, сейчас рассмотрения в Сенате ждет законопроект республиканца Линдси Грэма и его коллег под названием «Акт по защите американской безопасности от агрессии Кремля от 2018 года». Он предполагает блокировку долларовых расчетов российских банков, запрет на операции резидентов США с новым российским госдолгом, создание национального центра по борьбе с российской угрозой, поиск активов Владимира Путина и возможное признание РФ «государством—спонсором терроризма». Кроме того, еще в январе сенаторы Марко Рубио и Крис ван Холлен внесли на рассмотрение Сената законопроект «Защита выборов от угроз путем обозначения красных линий» (DETER). Он был разработан на случай вмешательства Москвы в избирательные процессы в США — в первую очередь в ноябрьские выборы в Конгресс. Авторы DETER собираются обязать Белый дом блокировать средства крупнейших российских банков и энергетических компаний, а также расширить санкции в отношении суверенного долга и деривативов России.
«Выборы еще не прошли, а санкции уже готовы. Почему?» — спросила Мария Захарова на своей странице в Facebook. И сама же ответила: «Потому что это важный фактор предвыборной агитации в США».
В меру своей ограничительности
“Ъ” поговорил с российскими и иностранными экспертами о санкционной войне между США и Россией