62 метра на ветер
Второй в России современный ветропарк намерены запустить в этом году
Датская компания Vestas отгрузила в ульяновском речном порту лопасти для нового ульяновского ветропарка общей мощностью 50 МВт. По информации руководства компании, второй в Ульяновске и в России ветропарк будет готов к промышленной эксплуатации уже в декабре этого года, к тому времени Vestas достроит в Ульяновске свой завод и с нового года приступит к серийному производству лопастей для ветрогенераторов. По мнению экспертов, у компании хорошие перспективы, поскольку у ее партнера — объединенного фонда «Фортум-РОСНАНО» — разработана программа строительства ветропарков на 1,8 ГВт. Риск — только в одном: если господдержка строительства ветропарков после 2024 года будет прекращена.
Во вторник в ульяновском грузовом речном порту «Королевка» была отгружена со специализированных барж доставленная из Испании первая партия лопастей для генераторов нового ульяновского ветропарка, который строится в Заволжье, под Ульяновском, в районе села Красный Яр, в непосредственной близости от первого ветропарка. Пока в порт прибыло пять судов с лопастями, ожидается прибытие еще пяти.
Как пояснил губернатору региона Сергею Морозову гендиректор ООО «Вестас Рус» и ООО «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус» (дочерние компании Vestas) Кимал Юсупов, после доработки, технического контроля и покраски лопастей уже с 10 сентября начнется монтаж установок второго ульяновского ветропарка мощностью 50 МВт. Строительство ведет Фонд развития ветроэнергетики (совместный инвестиционный фонд «РОСНАНО» и финской компании «Фортум»), в свою очередь Vestas выбрана в качестве глобального технологического партнера фонда. К комплексной поставке речным путем компонентов (лопастей, секций будущих башен, ступиц, трансмиссий) на строительную площадку второго ветропарка компания приступила еще в середине июля. Поставки компонентов продлятся до конца лета.
По словам господина Юсупова, лопасти были доставлены (через Средиземное и Черное моря, затем по Волге) из Испании, где расположено одно из дочерних предприятий Vestas по производству лопастей. Всего должно поступить 42 лопасти для 14 ветроустановок, каждая из которых будет иметь мощность 3,6 МВт. Учитывая большую мощность ветроустановок, лопасти нового ветропарка заметно больше — длина каждой — 61,7 метра, ротор — на высоте в 126 метров, от верхней точки лопасти до основания ветроустановки — 180 метров, вес каждой лопасти — 12,4 тонны.
Закончить строительство ветропарка планируется в декабре этого года, электроэнергия в сеть пойдет уже в январе 2019 года.
В дальнейшем лопасти для ветропарков будут уже производиться непосредственно в Ульяновске компанией Vestas. Как пояснил Кимал Юсупов, сейчас идет строительство завода, которое завершится к концу 2018 года, а первые лопасти для ветропарков будут изготовлены ульяновским предприятием Vestas в январе-феврале следующего года. Производительность завода на начальной стадии — четыре лопасти в неделю. Объем инвестиций в создание нового производства более 1 млрд руб. Срок окупаемости — пять лет.
В Vestas уверены в успешности проекта, полагая, что их продукция будет востребована не только в Ульяновской области (где, как заявлял Сергей Морозов, еще планируется строительство ветропарков с суммарной мощностью 250 МВт), но и в других регионах России.
В феврале этого года на инвестфоруме в Сочи ООО «Вестас Мэньюфэкчуринг Рус» подписало с Минпромторгом РФ и привительством региона специнвестконтракт, согласно которому уровень локализации компонентов для ветроэлектростанций составит не менее 65%.
Президент российской ассоциации ветроэнергетики Игорь Брызгунов считает, что планы Vestas вполне выполнимы: «Лопасти будут востребованы и даже настолько, что одной линии производства лопастей не будет хватать. Особенно если учесть, что только с «Фортум-РОСНАНО» у них программа поставок лопастей для ветропарков с суммарной мощностью на 1,8 ГВт (рассчитанная до 2024 года. — „Ъ“), а если после 2024 года программы господдержки ветроэнергетики будут продолжены, то появятся, полагаю, и другие партнеры». Срок окупаемости в пять лет он также считает реальным, поскольку это производство требует не столько наличия дорогостоящего оборудования, сколько — высококвалифицированного персонала. Риск, по мнению Игоря Брызгунова, один — законодательный, и это риск непродления господдержки по договорам поставки мощности после 2024 года. «Впрочем, если это случится, компания сможет минимизировать риски, продавая эти лопасти в логистически удобный Казахстан или в Турцию, логистика с которой тоже приемлемая», — заметил эксперт.