Китайские интернет-пользователи не умещаются в сеть
Растущая онлайн-активность стимулирует развитие смежных рынков
Число интернет-пользователей в Китае превысило 800 млн, что больше, чем в США, Японии и России вместе взятых. Аналитики отмечают, что бурный рост популярности интернета в Китае стимулирует не только рынок онлайн-продаж товаров и медиаконтента, но и смежные отрасли, например традиционную розничную торговлю.
По данным Китайского информационного центра в области интернета и сетевых коммуникаций (CNNIC), в первой половине нынешнего года число интернет-пользователей в Китае выросло на 30 млн и достигло 802 млн. При этом уровень проникновения интернета в КНР остается невысоким — всего 57,7%. Сообщается, что в июне семь из десяти китайских пользователей совершали покупки в интернете, около 566 млн китайцев используют мобильные платежи, что на 7,4% больше, чем полгода назад. В прошлом году во время китайского дня распродаж (День холостяка, 11 ноября) интернет-гигант Alibaba продал товары на $25 млрд, установив новый рекорд. Компании удалось продать на 39% больше, чем в прошлом году.
Впрочем, бурный рост интернета в Китае дает огромные возможности для развития бизнеса не только высокотехнологичным компаниям, но и другим участникам рынка. Alibaba уже владеет гонконгской компанией Intime Retail, которая управляет в Китае 32 универмагами и 30 торговыми центрами. Кроме того, поданным WSJ, Alibaba скупил доли в розничной сети Suning Commerce Group (продажа электроники) и сети хозяйственных магазинов Beijing Easyhome Investment Holdings Group. Alibaba также управляет в Китае 57 продуктовыми супермаркетами Hema.
Свою концепцию китайская компания распространяет и на другие страны, стимулируя рост конкуренции на местных розничных рынках. Так, например, в Австралии Alibaba уже вошел в число самых быстрорастущих ритейлеров, конкурируя с местными сетями Kathmandu, Woolworths и др. Руководство Alibaba, успех которой произошел во многом благодаря росту интернета в Китае, не скрывает, что начинает развивать «новый ритейл», который включает в себя сочетание онлайн- и офлайн-продаж. «Онлайн-канал продаж не отменяет офлайн. Оба этих канала дополняют друг друга — ведь многие потребители хотят сначала посмотреть пару джинсов, попробовать что-то лично,— заметил в интервью австралийскому ресурсу News.com.au глава маркетингового подразделения Alibaba в Австралии Джеймс Хадсон.— Мы нацелены на то, чтобы следовать за потребностями клиентов и помогать им использовать удобный для них способ покупки».
Кто призывал китайские власти ослабить интернет цензуру
Ужесточение контроля над интернетом в Китае в марте 2017 года стало предметом критики со стороны Народного политического консультативного совета (НПКСК), обычно следующего генеральной линии Пекина. По информации гонконгской газеты South China Morning Post, несколько делегатов НПКСК заявили, что действующие в китайском сегменте интернета жесткие ограничения изолируют КНР от остального мира и подрывают экономику страны.