Новый боливар со старыми проблемами
Галопирующая инфляция в Венесуэле может обесценить и новую валюту
Власти Венесуэлы продолжают эксперименты над финансовой системой страны — в рамках денежной реформы они провели не только деноминацию, но и девальвацию новой валюты, суверенного боливара. Его официальный курс по отношению к доллару США снижен сразу в 24 раза. В стране при этом сохраняются капитальные ограничения, и пока неясно, сможет ли новая валюта избежать падения стоимости на черном рынке: хотя реформа призвана ограничить гиперинфляцию, новый скачок цен в ближайшее время практически неизбежен.
Центробанк Венесуэлы объявил обменный курс суверенного боливара — новой нацвалюты, вышедшей в обращение в понедельник. Доллар США теперь стоит 60 боливаров, евро — 68,65 боливара. С учетом того, что одновременно была проведена и деноминация нацвалюты (с купюр исчезли пять нулей), фактически официальный курс был девальвирован на 96%. Ранее он составлял около 250 тыс. боливаров за $1, при этом на черном рынке купить твердую валюту можно было минимум за 4 млн боливаров (то есть за 40 новых боливаров).
В правительстве страны уже анонсировали планы либерализации валютного контроля, однако пока все ограничения на движение капиталов сохранены. Объявлено лишь, что обмен будет проводиться на особых аукционах, первый из которых был назначен на 22 августа. Предполагается, что граждане страны смогут приобретать максимум $500 в месяц, компании — $400 тыс., при этом, по словам министра финансов страны Симона Серпы Дельгадо, предложение валюты должен будет обеспечить рынок, а не ЦБ. Открытие же первых легальных обменников может произойти лишь в сентябре.
Напомним, что власти страны обещают привязать новую валюту к венесуэльской же криптовалюте петро, стоимость одной единицы которой приравнена к цене барреля добываемой в стране нефти (продажи криптовалюты были запущены в марте, ее можно было приобрести за несколько иностранных валют, а также другие криптовалюты, но все эта деятельность находится под санкциями США). В Каракасе надеются, что денежная реформа позволит остановить рекордную гиперинфляцию, уровень которой только по итогам июля составил 125%, превысив 82,7 тыс. процентов в годовом исчислении. Такую оценку приводил глава комиссии по финансам Национальной ассамблеи Венесуэлы Рафаэль Гусман, официальные данные по росту цен не публикуются с 2015 года. Ранее эксперты Международного валютного фонда прогнозировали, что по итогам года инфляция может достигнуть 1 млн процентов, а ВВП — сократиться на 18%.
Впрочем, девальвация, по крайней мере в ближайшие месяцы, вероятно, приведет к дополнительному росту цен, в том числе из-за ожидаемого повышения уровня минимальной заработной платы.
Президент Николас Мадуро объявил, что зарплата будет повышена до уровня в 1,8 тыс. новых боливаров ($30, что эквивалентно ее росту на 3,4 тыс. процентов). Не менее масштабные последствия может повлечь и отказ от искусственного занижения цен на топливо — пока бензин в Венесуэле является самым дешевым в мире, его стоимость даже по старому курсу не превышала 1–6 боливаров, что привело к массовой контрабанде топлива в соседние страны. В завершение всего в стране объявлено еще и о повышение ставки НДС с 12% до 16%.
Из-за резкого расхождения официального и рыночного курсов платежные операции за наличные уже стали крайне неудобными — ранее самой крупной выпускаемой купюрой были 100 тыс. боливаров. Теперь же ЦБ страны фактически перешел к неограниченной эмиссии и без бумажных денег. На черном рынке курс деноминированного боливара уже превышает официальный. Ускорение инфляции также может побить все рекорды и достичь астрономических 44 млн процентов к концу года — такое мнение высказал в эфире телеканала Globovision венесуэльский экономист Торо Харди. По его словам, правительство «выпускает деньги, даже не печатая их, и отправляет их в цифровом виде», поэтому в стране наблюдается «первая в мире цифровая гиперинфляция». Напомним, в Зимбабве, где также отмечался крайне высокий уровень инфляции, денежный регулятор не смог поддерживать курс национальной валюты и официальными средствами обращения стали несколько зарубежных валют, включая доллар США, южноафриканский рэнд и китайский юань.