Со Старого Арбата могут убрать «кирпичи»
Нужно ли открыть улицу для транспорта
Старый Арбат могут отобрать у художников и музыкантов. Главный архитектор столицы Сергей Кузнецов предложил открыть его для проезда автомобилей. Зачем возвращать машины на одну из главных туристических улиц Москвы и нужно ли это городу? Тему продолжат Яна Лубнина и Яна Пашаева.
Вместо уличных артистов и книжных развалов на Старом Арбате, возможно, скоро появятся другие столичные достопримечательности — пробки. «В машинах есть своя прелесть — люди их любят», — сказал главный архитектор Москвы Сергей Кузнецов, за что сразу попал в рубрику «Цитаты дня» во многих изданиях.
Он объяснил, что Старый Арбат «длинноват» для пешеходной улицы, и поэтому, как выразился Кузнецов, зона «слегка маргинализируется». А движение на невысокой скорости со светофорами скорее оживит улицу, чем отнимет у нее что-то.
Эту идею действительно стоило бы рассмотреть столичным властям, считает архитектурный критик и партнер КБ «Стрелка» Григорий Ревзин:
«У предложения есть очевидные минусы, потому что все привыкли к тому, что Арбат — пешеходная улица. И есть не вполне очевидные плюсы.
Старый Арбат действительно получился такой маргинальной зоной, немного напоминает вставленную в центр Москвы восточную улицу, как в Тунисе.
Я совершенно не понимаю, что получится с транспортной точки зрения, если ее откроют».
Старый Арбат стал пешеходным 32 года назад, тогда же там появилась брусчатка. Раньше по нему ездили и кони, и трамваи, и машины. Но автовладельцы не видят смысла в том, чтобы возвращать улице прежние функции. Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин считает, что это никак не улучшит транспортную ситуацию:
«Пешеходная улица — это благо. Если уж она есть, то отказываться от нее ни в коем случае нельзя. Зачем это надо? Для того чтобы разгрузить Новый Арбат? Не настолько он загружен. Все равно упираться все это будет в Арбатскую площадь, движение там будет пробочное постоянно. Люди привыкли к Арбату как пешеходной улице. Я за то, чтобы центр был преимущественно пешеходным. Для автомобильного движения есть Новый Арбат — широкая магистраль».
Мэрия пытались реконструировать улицу и избавить ее от «рыночного» вида с 2008 года. Но через пару лет работы заморозили из-за нехватки денег.
Инфраструктура этой территории устарела и уступает многим другим пешеходным улицам в центре Москвы, считает жительница Старого Арбата Юлия Варшавская. По ее мнению, автомобильное движение сможет преобразить район:
«Мне кажется, что
Старый Арбат — это одна из самых колхозных улиц в центре Москвы.
Она ориентируется, в отличие от Патриарших прудов, от Мясницкой, на туристов из провинции, точно не на местных жителей — там довольно странный выбор ресторанов, кафе, магазинов. Мне, кроме того, как пройти от метро до дома, там делать нечего. Поэтому, может быть, если ее сделают проезжей, изменится сама инфраструктура. Это действительно очень важная артерия, она соединит Садовое кольцо с Гоголевским бульваром. Может быть, станет меньше пробок на Новом Арбате. А еще, может быть — моя тайная надежда — летом там не будут на углу Староконюшенного переулка стоять байкеры, которые ездят по переулкам и орут у нас под окнами — это головная боль жителей Старого Арбата».
Противники идеи Сергея Кузнецова убеждены: Старый Арбат с возвращением транспорта лишится своего очарования. Местный житель Иван Апатов считает, что такое решение будет ошибкой:
«Это уничтожит уникальную среду этого места, где живут люди, которым уже исполнилось 30 лет и которые помнят эту улицу только пешеходной. На этой улице проходит огромное количество мероприятий, фестивалей. И если делать проезжую часть, то это в любом случае будет в ущерб тому, что сейчас там происходит. Конечно, на Старом Арбате есть вещи, которые каждый для себя может найти как несимпатичные и которые можно найти как интересные.
Улица живет своей жизнью, она сформировалась за долгое время естественным путем,
как и аналоги — например, Таймс-сквер в Нью-Йорке, которая тоже может эстетически нравиться и не нравиться, но она такая, какая есть. Или, например, Монмартр в Париже – это уже уникальный образ города».
Впрочем, не факт, что идею Сергея Кузнецова поддержат в мэрии. Он уже предлагал проложить по Старому Арбату дорогу четыре года назад, но муниципальные власти инициативу раскритиковали.