СПЧ призывает не ловить за слово
Правозащитники предложили смягчить антиэкстремистские статьи
Президентский Совет по правам человека (СПЧ) рекомендовал законодателям смягчить антиэкстремистские статьи Уголовного кодекса (УК) РФ, чтобы наказание гражданам полагалось за насилие, а не за высказывания. Наказание за «оскорбление чувств верующих» СПЧ предлагает ограничить административным штрафом, декриминализировав соответствующую статью УК РФ.
В среду СПЧ утвердил предложения по смягчению антиэкстремистского законодательства, направив их в Генпрокуратуру и «Общероссийский народный фронт» (ОНФ). В июне президент дал поручение ОНФ и Генпрокуратуре до 15 сентября проанализировать использование в правоприменительной практике понятий «экстремистское сообщество» и «преступление экстремистской направленности». Как пояснил “Ъ” глава СПЧ Михаил Федотов, президентский совет подключился к этой работе, потому что его члены уверены, что «антиэкстремистское законодательство сформировано слишком абстрактно и обобщенно». «Под определение экстремизма может попасть все что угодно, а правовая неопределенность — прямой путь к произволу»,— отметил господин Федотов. СПЧ настораживает, что, согласно судебной статистике, количество осужденных по ст. 282 «Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства» выросло с 149 человек в 2011 году, до 604 — в 2017 году.
Правозащитники предлагают «сузить легальное определение экстремистской деятельности», чтобы уголовная ответственность наступала лишь при «наличии признака насилия (применение, угроза его применения, призывы к насилию)».
«В таком случае будет исключена возможность уголовного наказания за высказывания, не представляющие реальной угрозы защищаемым Конституцией РФ интересам»,— говорится в документе СПЧ.
Президентский совет предлагает декриминализировать ч. 1 ст. 282 УК РФ, предусматривающую наказание за «возбуждение ненависти, а также унижение достоинства… с использованием средств массовой информации либо информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети интернет». Одновременно из этой статьи предлагается исключить формулировки «унижение достоинства» (за оскорбление ответственность предусмотрена в КоАП) и «принадлежность к социальной группе» из-за ее неопределенности. Многие эксперты и члены совета ратовали «за полную декриминализацию всей ст. 282» говорится в документе. Об этом “Ъ” говорил глава центра «Сова» Александр Верховский, предложения которого легли в основу документа СПЧ (см. “Ъ” от 17 августа). Но СПЧ решил оставить без изменения ч. 2 ст. 282 УК РФ, в которой за те же деяния, но совершенные «с применением насилия или с использованием служебного положения либо организованной группой» полагается как административная, так и уголовная ответственность.
Также СПЧ предлагает декриминализировать ч. 1 ст. 148 (публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих), переведя ее в КоАП, либо дополнить соответствующей формулировкой ч. 2 ст. 5.26 административного кодекса. Кроме того, считает СПЧ, надо ликвидировать федеральный список экстремистских материалов.
Михаил Федотов подчеркнул, что предложения СПЧ «позволят сформулировать правовые нормы» антиэкстремистского законодательства более четко и отделить «экстремизм, который ведет к насилию и жертвам» от «безопасного трепа и стеба, которые не ведут к жертвам и не рушат государственные устои».
В ОНФ “Ъ” сказали, что предложения СПЧ еще не получили. Член центрального штаба ОНФ, координатор законодательных инициатив ОНФ в Госдуме Наталья Костенко сказала “Ъ”, что «активисты фронта сейчас разрабатывают свои конкретные предложения». Все предложения экспертов «тщательно изучаются», в том числе внесенные ранее в Госдуму поправки к УК РФ депутатов Госдумы Сергея Шаргунова (КПРФ) и Алексея Журавлева («Родина»), которые предложили разделить ст. 282 между двумя кодексами: ч. 1 перенести в КоАП, ч. 2 оставить в УК РФ. Сейчас, по словам госпожи Костенко, «речь идет о корректировке ст. 20.3 КоАП, предусматривающей ответственность за распространение нацистской атрибутики и символики». «Мы считаем необходимым привлекать к административной ответственности за эти деяния, в том числе за репост нацистской символики в социальной сети»,— говорит она. Также, по словам госпожи Костенко, «прорабатывается вопрос о введении дифференциации административной ответственности за распространение экстремистских материалов (ст. 20.29 КоАП РФ) в зависимости от того, совершается данное правонарушение впервые или повторно». Предложения ОНФ, пообещала депутат, «будут сформулированы в докладе президенту РФ к 15 сентября».