Самолеты выкатились на встречку
Аэробус и истребитель не поделили ВПП
Транспортная и военная прокуратуры проводят проверки по факту авиаинцидента в аэропорту Большое Савино. Утром 22 августа А-321 «Аэрофлота» был вынужден прервать разбег по ВПП из-за появления на другом конце полосы истребителя МиГ-31. По данным „Ъ-Прикамье“, дежурная пара МиГ-31 выполняла взлет по тревоге в рамках внезапной проверки боевой готовности частей ЦВО. Экипаж А-321 применил экстренное торможение. Его пассажиры смогли вылететь в Москву через три с половиной часа. Эксперты считают, что инцидент мог случиться из-за несогласованности между «гражданской» и «военной» группами руководства полетов.
В пермском аэропорту Большое Савино вчера утром произошел авиационный инцидент с участием А-321 авиакомпании «Аэрофлот» и истребителем МиГ-31. Гражданский самолет, на борту которого находился 151 пассажир, выполнял рейс SU1395 Пермь — Москва и должен был вылететь в 7:55 местного времени. В итоге после начала разбега экипаж принял решение прервать взлет и выполнил экстренное торможение, командир воздушного судна объявил о технической неисправности самолета. Как сообщили в пресс-службе Большого Савино, пассажиры в количестве 143 человек смогли вылететь в Москву через 3 часа 35 минут. По данным Пермской транспортной прокуратуры, взлет был прерван из-за того, что на полосе в это время оказался истребитель. Надзорный орган и военная прокуратура Пермского гарнизона проводят проверки по факту инцидента.
По данным „Ъ-Прикамье“, во время разбега гражданского самолета с другой стороны взлетно-посадочной полосы с рулежной дорожки вырулил МиГ-31 из состава дежурной пары 764-го истребительного авиаполка. Летчики получили команду подняться в воздух по тревоге. В результате оба воздушных судна оказались на встречных курсах. Ранее Минобороны сообщило, что в частях Центрального округа началась внезапная проверка боевой готовности. Собеседники „Ъ-Прикамье“ предполагают, что команда на взлет по тревоге дежурной паре могла быть отдана в рамках этих мероприятий. Они затруднились предположить, почему диспетчеры в этих условиях «дали добро» на взлет гражданскому борту. «Может быть, группа руководства полетами не получила информацию от военных, что взлетает дежурная пара. Может, получила, но информация не дошла до диспетчера старта и руления,— рассуждает один из знакомых с ситуацией источников.— Судя по всему, произошла несогласованность при взаимодействии».
При этом собеседники „Ъ-Прикамье“ отмечают, что в данном случае военные имеют преимущество перед гражданскими судами. Так, Воздушный кодекс РФ устанавливает приоритет использования воздушного пространства государственной авиацией при выполнении полетов в интересах обороноспособности и безопасности государства, а также при внезапных проверках боевой готовности частей. Подобные правила распространяются и на объекты аэродромной инфраструктуры. «Более того, Большое Савино — это аэродром совместного базирования, ВПП принадлежит военным, старшим авиационным начальником является командир части,— добавляет собеседник „Ъ-Прикамье“. По его словам, взлет по тревоге должен быть выполнен «максимально быстро, в жесткие нормативы».
Из-за необходимости истребителям быстро подняться в воздух воздушные суда оказались на разных сторонах ВПП. Для совершения взлетов и посадок в Большом Савино используются два магнитных курса — 211 градусов и 31 градус. В большинстве случаев, из-за розы ветров, воздушные суда взлетают и садятся курсом 211 — так собирался совершить взлет и экипаж «Аэрофлота». В то же время самолеты из состава дежурных сил из-за особенностей дислокации на территории части при тревоге взлетают курсом 31. «В любом случае пилоты А-321 и экипаж истребителя действовали профессионально»,— считает знакомый с ситуацией источник.
Заслуженный военный летчик РФ, экс-командир 764-го ИАП и бывший гендиректор ФГУП «Пермские авиалинии» Валерий Григорьев оценивает произошедшее как серьезный инцидент. Эксперт полагает, что это может быть результатом несогласованности действий между группами руководства полетами гражданских и военных. По словам господина Григорьева, ранее руководство полетами осуществляла единая группа, которая находилась в одном помещении, но в 1990-е годы эта система поменялась. «При должной организации работы такого происходить не должно,— говорит он.— Сейчас должна быть создана независимая комиссия, которая разберется во всех обстоятельствах и причинах инцидента».