Госбанк вышел в лобби
В ЕИС опубликованы сведения о закупке услуг по правке законодательства
Как стало известно “Ъ”, ВТБ впервые в российской практике публично раскрыл подробности закупки юридических услуг, направленных на правку законов, в которой заинтересован банк. Разработку и продвижение поправок к законодательству о госзакупках ВТБ заказал адвокатскому бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (ЕПАМ). В случае принятия поправок ЕПАМ получит за эту работу 50 млн руб. Опрошенные “Ъ” эксперты считают сделку позитивным примером «белого транспарентного лоббизма».
Сведения о закупке ВТБ «юридических услуг по сопровождению обсуждения и принятия… поправок в целях совершенствования законодательства» опубликованы в Единой информационной системе закупок. Сделка стоимостью 46,5 млн руб. осуществлена по закону о закупках госкомпаний у «единственного контрагента» — адвокатского бюро «Егоров, Пугинский, Афанасьев и партнеры» (ЕПАМ), один из его соучредителей и партнеров — однокурсник Владимира Путина Николай Егоров. Изменить законодательство ВТБ хотел бы в части, связанной с банковскими гарантиями как раз при госзакупках, а также с заключением, исполнением и расторжением строительных контрактов. Сам текст поправок готовило то же ЕПАМ — по договору с банком 2017 года за 3,6 млн руб.
Теперь же ВТБ рассчитывает, что ЕПАМ к концу июля 2019 года обеспечит «правовое сопровождение обсуждения и принятия» нужных банку поправок. В соглашение входит «консультирование банка» и на предварительной стадии — после получения отзывов «профильных органов госвласти, в том числе правительства, главного правового управления президента, администрации президента, а также предпринимательского сообщества и иных лиц», и «в связи с рассмотрением поправок Госдумой».
Оплата услуг будет производиться в два этапа. 15 млн руб. адвокаты получат после первого чтения поправок в Госдуме, а «гонорар успеха» — до 31,5 млн руб.— лишь после подписания закона президентом. По проекту договора вознаграждение за второй этап зависит «от результатов оказания юридических услуг» и рассчитывается в зависимости «от количества и содержания поправок, внесенных в законодательство». Оплачены по приложенной к договору смете будут лишь изменения законов, принятые «в редакции, не изменяющей цель». ЕПАМ не несет ответственности за результат изменения законодательства, если он зависит от неподконтрольных адвокатам причин, а стороны «обязуются не выплачивать, не предлагать и не разрешать выплату денежных средств или ценностей прямо или косвенно» с неправомерными целями и не будут использовать взятки, подкуп и другие преступные действия.
Поправки сгруппированы в соответствии с одиннадцатью целями банка — достижение каждой предусматривает конкретное вознаграждение. Дороже всего (6,2 млн руб.) ВТБ заплатит за «создание специализированного института банковских (независимых) гарантий для целей закупок по закону 44-ФЗ»: банк хочет вывести их регулирование из-под действия общих норм Гражданского кодекса о независимости гарантии. Четыре другие цели потянули на 3,1 млн руб. каждая: ВТБ предлагает полностью публиковать заключения Главгосэкспертизы и документацию для строек, выдавать банковские гарантии под отдельные этапы госконтрактов, привлекать банки и экспертов к приемке работ по ним, обязать заказчиков обосновывать нарушение поставщиком обязательств и автоматически уменьшать объем гарантий пропорционально выполненным работам. По 1,55 млн руб. ВТБ готов заплатить за судебный порядок взыскания неустоек и ужесточение требований к заказчикам (обязать их продлевать контракт в случае срыва срока по их вине) и принципалам (при ненадлежащем соблюдении ими обязательств ВТБ хочет получить право привлечения альтернативного поставщика и гарантию уступки принципалом прав по контракту гаранту).
Предложенные поправки выгодны банкам и крупным электронным торговым площадкам, работающим в этой сфере, и в том числе оператору закупок по 44-ФЗ «Росэлторгу», совладельцем которого является ВТБ, говорят специалисты по закупкам. Напомним, Минфин планирует до 1 октября отобрать восемь таких ЭТП и сосредоточить на них как госзакупки, так и закупки госкомпаний у малого бизнеса, а изменения законодательства заметно расширят возможности кредитных организаций вмешиваться в процесс исполнения контрактов. В Минфине предложения банка вчера не комментировали. В пресс-службе ВТБ сообщили что «ВТБ активно участвует в совершенствовании законодательства в сфере госзакупок с применением банковских гарантий, привлекая к данной работе экспертов, имеющих опыт в этом вопросе», а «совместные усилия» направлены на устранение правоприменительных проблем и внедрение гибких механизмов обеспечения обязательств поставщиков и исполнителей по госконтрактам. На вопрос, чем обусловлен выбор ЕПАМ как единственного поставщика услуг, в ВТБ не ответили, в ЕПАМ от комментариев отказались.
«Заключение официального договора на осуществление, по сути, лоббистской деятельности силами одной из крупнейших адвокатских структур не вызывает ни удивления, ни протеста — это первый пример белого транспарентного лоббизма»,— считает управляющий партнер адвокатского бюро «Бартолиус» Юлий Тай. Обеспокоенность банка регулированием использования независимых гарантий, по его словам, понятна — судебная практика ВС демонстрирует, что «в этом секторе много проблем и тонких мест». Понятно и то, что поправки направлены на улучшение положения банков: любой лоббист отстаивает свои интересы, говорит эксперт, отмечая, что только клиент и адвокат вправе определять цену услуги, «особенно такой уникальной и нетривиальной». Смущает эксперта закупка таких услуг у единственного поставщика, но специалисты по закупкам констатируют, что обычно лоббистскую работу крупные госбанки ведут и вовсе собственными силами. Так, в Сбербанке соответствующее GR-направление возглавляет вице-президент банка Анна Попова — в прошлом заместитель главы Минэкономики и заместитель главы аппарата правительства.
Идею ВТБ об автоматическом уменьшении объема гарантий уже обсуждал президентский Совет по кодификации гражданского законодательства, отметив риски злоупотреблений при ее реализации. Риски есть и в других предложениях – так, вместо регрессного требования к подрядчику банк предлагает условия, кабальные для последнего, если гарантия исполнена: банк заберет оплату по контракту, даже если подрядчик выполнил все работы, и это дополнительный механизм вхождения госбанков в госконтракты, отмечают участники рынка. Негативную реакцию, по словам экспертов, может вызвать раскрытие «гонорара успеха» за принятие поправок — формально они не должны быть результатом лоббистских усилий.
Узаконивание лоббизма власти активно обсуждают с начала прошлого десятилетия. Еще в 2003 году Госдума отклонила проект закона «О лоббистской деятельности», внесенный Ириной Хакамадой, Борисом Немцовым и Борисом Надеждиным. О том, что «дикий» лоббизм пора выводить из тени, узаконить и определить границы его действия, заявлял в 2012 году министр юстиции Александр Коновалов, чье ведомство, в частности, занимается нормативным регулированием борьбы с коррупцией. В 2013 году в Госдуму был внесен шестой по счету проект закона о лоббизме — «О порядке продвижения интересов коммерческих организаций в органах госвласти», но также был отклонен.