Force India продали с потерей юрлица
Команда сохранила место в чемпионате, но лишилась всех очков
В ближайший уикенд после почти месячного перерыва возобновляется чемпионат мира «Формулы-1». Главной темой обсуждений в преддверии Гран-при Бельгии являются не спортивные аспекты первенства, а ситуация, сложившаяся вокруг команды Force India, которая сменила собственников в результате процедуры банкротства. Согласно решению Международной автомобильной федерации (FIA), Force India лишится всех очков, набранных с начала года, и формально будет считаться уже другой командой. А это значит, что она не сможет претендовать на свою долю в доходах, генерируемых «Формулой-1». Это стало следствием того, как была проведена сделка по продаже «конюшни» консорциуму инвесторов во главе с канадским миллиардером Лоуренсом Строллом. На случившееся может обратить внимание и компания «Уралкалий», также претендовавшая на покупку Force India и не исключавшая возможность поставить под сомнение оправданность действий внешних управляющих, продавших команду Строллу.
Команда «Формулы-1» Force India, о спасении которой было объявлено в начале августа, снова столкнулась с трудностями. Напомним, что первоначально неприятности «конюшни» стали следствием сложного положения, в которое попал ее прежний владелец Виджай Маллья. На родине его обвиняют в отмывании денег, а еще 13 индийских банков пытаются взыскать с него около $1 млрд.
В конце июля в Force India было введено внешнее управление. На покупку команды претендовали как минимум два инвестора — консорциум, возглавляемый канадским миллиардером Лоуренсом Строллом, и российская компания «Уралкалий». Назначенные судом внешние управляющие отдали предпочтение заявке господина Стролла, посчитав, что этот вариант будет наилучшим для акционеров, кредиторов и сотрудников команды. Оказалось, однако, что сделка была проведена по схеме, вызвавшей неприятности. В частности, как решила вчера FIA, Force India будет лишена всех очков, набранных в Кубке конструкторов. Точнее, выступление команды будет попросту аннулировано (гонщиков это не коснется), поскольку формально выступать будет уже другая «конюшня», хотя и с похожим названием — Racing Point Force India.
Отметим, что для полноценной покупки Force India (имеется в виду приобретение юридического лица со всеми его активами, материальными и нематериальными, включая лицензию на выступление в «Формуле-1») требовалось согласие упомянутых индийских банков. Получить его в сроки, назначенные внешними управляющими, не представлялось возможным. К слову, об этом говорилось и в заявлении «Уралкалия», где пояснили, что временные рамки, в которые внешние управляющие ставили российскую компанию, были неоправданно жесткими. А консорциум Лоуренса Стролла необходимость улаживать дела с индийскими банками не смутила. В итоге канадец выкупил все материальные активы команды — гоночные машины, базу, оборудование и прочее. А вот лицензия на выступление в «Формуле-1» осталась у другого юридического лица — собственно, у Force India, формально остающейся под внешним управлением, что и породило сложности.
По правилам заявки на участие в чемпионате подаются за полгода до его начала. При этом для получения разрешения на выступление в «Формуле-1» команда должна иметь соответствующую лицензию своей национальной федерации. Юрлицо, которое приобрело активы Force India, этим критериям не соответствует. Но у FIA в особых случаях все же есть право допускать команды к участию в чемпионате и после его начала, что она вчера и сделала.
На благосклонность руководства FIA консорциум Стролла, вероятно, и рассчитывал. И, как видно, не без оснований. Однако безболезненным выход из сложной ситуации все же признать нельзя. Ведь чтобы новая команда считалась правопреемницей Force India, необходимо было согласие всех остальных «конюшен». Но как минимум три из них — Renault, McLaren и Williams — такового не дали. Понять их мотивацию нетрудно. Ведь устранение Force India высвобождало почти $70 млн призовых, которые команда, согласно прогнозам, должна была получить в виде отчислений от доходов, генерируемых «Формулой-1», а значит, увеличит доходы оставшихся команд. В случае же если в чемпионат заявляется новая команда, на свою долю в призовых она может претендовать не ранее чем через три сезона.
Добавим, что точку в истории банкротства Force India ставить рано, поскольку команда Стролла еще может столкнуться с неприятностями юридического плана. Ведь в «Уралкалии» ранее уже высказывали сомнения в прозрачности процесса банкротства Force India и не исключали дальнейших действий. Теперь же у российской компании могут появиться весомые аргументы, если она решит отстаивать свою позицию в суде.