Поделись автомобилем
Гражданам предложили освоить идею «народного каршеринга»
Мэр Москвы Сергей Собянин предложил создать в городе систему «народного каршеринга», разработав мобильное приложение, которое позволит автовладельцам сдавать свои машины в аренду. Граждане, по словам господина Собянина, могли бы зарабатывать на этом, экономя на платной парковке. Эксперты восприняли идею скептически: пользователям придется покупать дорогую страховку и, возможно, оборудовать автомобиль устройством для бесключевого доступа. Тем не менее услуга так называемого социального каршеринга в столице уже предоставляется.
«У нас возникла идея, которую условно можно назвать “народный каршеринг”,— заявил в четверг мэр Москвы Сергей Собянин на предвыборной встрече.— В мире ведутся проработки этой новой идеи, когда сам гражданин может по типу каршеринга сдавать в течение дня свою машину. То есть вы приехали на работу, у вас машина стоит на платной парковке и съедает ваши деньги. Вместо того чтобы платить за парковку, вы могли бы получать доходы путем сдачи этой машины в систему каршеринга». По словам градоначальника, понадобится создать «специальную платформу», которая позволит горожанам сдавать автомобиль на установленное ими время или в определенном районе.
Напомним, система кратковременной аренды автомобилей (каршеринг) активно развивается в Москве с 2015 года. Клиентам доступны машины разных классов, доступ в автомобиль осуществляется с использованием мобильного приложения, тарифы — 3–8 руб. в минуту. В городе сейчас работает 15 крупных операторов каршеринга. В системе, по данным департамента транспорта Москвы, участвует 11,5 тыс. машин, ежедневно на них совершается более 50 тыс. поездок. Среднее время поездки — чуть менее часа.
Для удобства пользователей традиционного каршеринга Сергей Собянин предложил ввести специальные парковочные места. Сейчас, напомним, компании, сдающие автомобили в краткосрочную аренду гражданам, приобретают парковочные абонементы по цене 24 тыс. руб. в год. «Главное — чтобы мы смогли найти место для такой парковки, потому что если мы займем места такси, то променяем шило на мыло,— пояснил господин Собянин.— В порядке эксперимента давайте попробуем, наметим эти парковки, посмотрим, насколько реально их разместить. Я дам поручения департаменту транспорта, чтобы там, где можно, они попытались это сделать».
В «Яндекс.Драйв», Belkacar и «Делимобиль» в четверг воздержались от официальных комментариев. Неофициально участники рынка отреагировали на предложения господина Собянина весьма скептически. Один из собеседников “Ъ” говорит, что технически идею мэра реализовать сложно: в автомобиле должно быть оборудование для бесключевого доступа, также непонятно, на каких условиях и где оставлять взятый в аренду автомобиль на парковке.
Руководитель отдела маркетинга и рекламы Easy Ride Данис Закирьянов считает, что потенциал у рынка большой: у многих граждан по несколько машин, которыми они не пользуется. «Но нет юридической базы, в частности, в законодательстве не описаны вопросы урегулирования убытков»,— говорит он. Господин Закирьянов предположил, что обязательным условием для участия в «народном каршеринге», скорее всего, станут каско и определенное ограничение по возрасту автомобиля. «Оборудование для бесключевого доступа в автомобиль сейчас есть на рынке, а мобильное приложение должен разработать департамент транспорта»,— предполагает он. Отметим, что в Москве уже работает компания Darenta, предлагающая услуги так называемого P2P, или социального каршеринга, когда пользователи могут обмениваться машинами через приложение (Darenta говорит о почти 6 тыс. пользователей).
Как рассказал “Ъ” основатель Darenta Олег Грибанов, на самом деле уже есть несколько крупных компаний, предоставляющих услуги P2P или «народного» каршеринга — это turo.com (США), PPzuche.com (Китай) и другие. «Наша платформа существует уже 4 года, общее количество зарегистрированных пользователей на сайте или в приложении превысило 6 тыс.,— говорит он.— В день происходит примерно 10 заявок на заключение сделок по аренде. Конечно, мы понимаем, что это очень мало. Но нужно учесть, что стартап "Дарента" пока что не тратит ни рубля на маркетинг. Думаю, что в связи с интересом к этой технологии количество регистраций существенно вырастет. Комиссию за каждую сделку мы берем символическую — 1%, а раньше вообще не брали ничего». По словам господина Грибанова, единственным, по сути, ограничением, является безлимитная страховка — ОСАГО и каско. Но в случае с последней, говорит он, у автовладельцев уже есть возможность оформить кратковременный полис временем действия с точностью до минуты.
«Никто не захочет сдать свой автомобиль в аренду неизвестно кому,— считает адвокат движения автомобилистов “Свобода выбора” юрист Сергей Радько.— Как показывает практика, за рулем машины обычного каршеринга оказываются совершенно случайные люди. Штрафы за нарушения придут титульному собственнику, оспорить их, по данным электронной платформы, где указано, кто был за рулем, в суде едва ли получится. ОСАГО придется делать расширенное, без ограничения доступа пользователей, страховщики под это наверняка поднимут тарифы. В сухом остатке возможная прибыль от сдачи в аренду машины с лихвой перекроется убытками и неудобствами».