«Единая Россия» не отпустила коммуниста
КПРФ может потерять кандидата в Исянгуловском округе, который состоял в партии власти
Башкирские коммунисты могут потерять на выборах в Курултай одного из своих кандидатов — выдвиженца по Исянгуловскому избирательному округу №41, бурового супервизора из Зианчуринского района Айнура Хусаинова. Верховный суд республики по требованию окружной комиссии отменил его регистрацию на выборах, признав, что на момент выдвижения кандидат числился членом «Единой России». Господин Хусаинов не помнит, чтобы вступал в партию власти, но дважды писал заявления о выходе из нее. Кроме того, два года назад он беспрепятственно участвовал в выборах от «Справедливой России», а в этом году получил партбилет КПРФ. Суду эти доказательства показались неубедительными.
Апелляция Верховного суда России 28 августа должна рассмотреть жалобу бурового супервизора из Зианчуринского района Айнура Хусаинова на решение ВС, который 10 августа отменил его регистрацию кандидатом в депутаты Курултая республики.
Господин Хусаинов выдвигался от КПРФ в Исянгуловском одномандатном округе №41. В этом округе его соперником от «Единой России» является главный врач Республиканской клинической больницы имени Куватова Ринат Нагаев, а также претенденты от «Патриотов России», «Справедливой России» и ЛДПР.
В начале августа окружная избирательная комиссия подала в ВС административный иск с требованием отменить постановление о регистрации Айнура Хусаинова. Поводом стала информация регионального отделения «Единой России» о том, что кандидат состоит в этой партии с 2006 года.
Членство в одной партии согласно закону является препятствием для выдвижения от другой.
В суде Айнур Хусаинов заявил (в распоряжении „Ъ“ есть копия протокола судебного заседания), что состоял в «Единой России» от силы несколько недель, когда занимал должность главы администрации поселка Баишевский Зианчуринского района. Он не помнит, чтобы вступал в эту партию, и предположил, что его «приписали» к ней как всех чиновников. По крайней мере, вспомнил он, «собеседование и анкетирование», которым должно сопровождаться вступление в партию, он не проходил. Членские взносы он не платил. Кроме того, заявил господин Хусаинов, он точно писал заявление о выходе из «Единой России» до 2016 года, а в 2016 году баллотировался в совет Зианчуринского района от «Справедливой России», не будучи ее членом.
Тогда у окружной комиссии к его выдвижению вопросов не возникло, заметил Айнур Хусаинов.
Представитель Исянгуловской окружной комиссии Резеда Якшигулова в суде объяснила отсутствие претензий к кандидату на прошлых выборах «недоработкой» своих коллег. В суд была приглашена специалист отдела партийного строительства регионального отделения «Единой России» Регина Исламгалиева. Она сообщила, что партия ведет электронный учет всех своих членов, но заявление о выходе господина Хусаинова из партии зарегистрировано не было.
После того, как окружная комиссия обратилась в суд об аннулировании регистрации кандидата, Айнур Хусаинов написал новое заявление о выходе из «Единой России». После выдвижения он вступил в КПРФ и получил партийный билет. Однако тот факт, что он написал заявление о выходе из партии власти после выдвижения от КПРФ, суд счел доказательством того, что на тот момент он состоял в «Единой России».
«Если есть хоть малейшие сомнения в том, что человек остался в списках нашей партии по недоразумению, мы идем навстречу,— заявил „Ъ“ глава регионального исполкома „Единой России“ Руслан Гизатуллин. — Но нужны доказательства того, что было написано и зарегистрировано заявление о выходе из партии. Насколько мне известно, Айнур Хусаинов их предоставить не смог».
Глава башкирского рескома КПРФ Юнир Кутлугужин не исключает как ошибки кандидата, так и того, что «Единая Россия» зачищает округ от сильного соперника. «Айнур Хусаинов — сильный кандидат, его знают в округе»,— отметил он.
Руководитель проекта «Судебный индекс: политюристы» Антон Рудаков считает, что перспектив обжалования решения практически нет. «Кандидат совершил ошибку, подав заявление о выходе из партии уже после своего выдвижения от КПРФ. Фактически это заявление и протокол местного политсовета о его исключении был для суда доказательством того, что на момент выдвижения он состоял в „Единой России“. Шанс сохранить регистрацию у кандидата может появиться только, если избирком в апелляции откажется от своих требований, но это, наверное, маловероятно»,— отметил эксперт.
Юрист по избирательному праву Юрий Сидоров отмечает, что у «Единой России» «большая практика устранения от участия в выборах бывших однопартийцев». «Такие истории встречаются едва ли не на каждых выборах. Так уж устроена наша избирательная система, что если кандидат идет не от партии власти или ее сателлитов, то должен быть готов доказывать, что не верблюд на каждом шагу. И если, не дай бог, какой-то секретарь из сектора партучета партии потеряет бумажку или партия забудет принять решение об исключении, виноват будет этот бедолага, — отмечает собеседник.— С другой стороны, доводы кандидата в стиле „тут помню, тут не помню“ тоже не внушают доверия. Написав повторное заявление о выходе из партии уже после своего выдвижения, он формально подтвердил членство в другой партии. В соответствии с законом в этом случае он не мог выдвигаться от КПРФ».