«Яма в полу — это настоящая ловушка»

Дмитрий Буткевич — о проекте Аниша Капура

Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич рассказывает о загадочной инсталляции «Сошествие в ад», представленной на экспозиции британского скульптора.

Фото: Ирина Калашникова, Коммерсантъ

Забавное происшествие случилось на выставке знаменитого британского скульптора Аниша Капура в музее и парке Серралвеш (это в Порту, Португалия). 60-летний итальянский посетитель упал в яму — часть инсталляции Капура глубиной в 2,5 м.

Как пишет портал ARTinvestment.ru, любителя современного искусства уже выписали из больницы, и он идет на поправку. До известной степени легко отделался. Инсталляция называется «Сошествие в ад» (Descent into Limbo), а яма в полу — это настоящая ловушка.

Вот что представляет из себя композиция: это большой куб с ярким светом под потолком и дырой в полу, в которой кромешная тьма. Капур придумал эту инсталляцию четверть века назад, когда в его распоряжении еще не было черной краски, которая практически не отражает свет. Теперь такая краска есть, причем исключительно у него одного.

Несколько лет назад Капур купил эксклюзив на использование нанокраски Vantablack, как пишут в инструкции, «бескомпромиссного черного цвета, не отражающего свет». После этого он запретил остальным художникам использовать этот материал и, кстати, настроил против себя значительную часть арт-сообщества. Особенность Vantablack в том, что покрашенные этим материалом предметы превращаются для глаза в своего рода черную дыру. Покрытие совсем не дает бликов, и, значит, человек не может определить форму предмета с помощью зрения. Шар перед ним, нарисованный круг или глубокая дыра в земле, непонятно.

Скорее всего, именно эту, столь им любимую краску, Капур и использовал в «Сошествии во ад».

После происшествия доступ в инсталляцию в музее и парке Серралвеш (Порту) временно ограничили, установили предупреждающие знаки и приставили к ней смотрителя.

Помните, у нас в Москве в Еврейском музее и центре толерантности была три года назад довольно небольшая, кстати, выставка Капура? Так вот, «бескомпромиссного черного» у нас не было, зато желтое круглое «Убежище» в стене и синий прямоугольник «Мое тело. Твое тело» создавали полную иллюзию вогнутых поверхностей, затягивающих зрителя внутрь.

Вся лента