«Водяные» знаки

С 1 января 2019 года ужесточается финансовая ответственность промышленных пользователей сточных вод

Фото: пресс-служба

Вступающие в силу с нового года изменения в правоприменительной практике закона «О водоснабжении и водоотведении» обсудили в среду, 22 августа, на дискуссионной площадке, организованной ООО «РВК-Воронеж». В работе круглого стола «Потенциал промышленного водопользования, пути повышения эффективности в условиях ужесточения законодательства и контроля исполнения» приняли участие представители надзорных органов, консалтинговых компаний в сфере экологического мониторинга и промышленных предприятий.

Требования к качеству и безопасности сточных вод, сбрасываемых промышленными абонентами организаций водоканального хозяйства, неуклонно растут последние шесть лет, с момента вступления в силу 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении». Очередной шаг в этом направлении — грядущие с нового года изменения в закон. За оставшееся до его вступления в силу время должны быть приняты ряд подзаконных актов, но основная новелла изменений ясна уже сейчас — речь идет о солидарной ответственности водоканалов и промышленных предприятий за качество сточных вод и возросшей материальной ответственности за их ненадлежащую очистку. По замыслу законодателя, это должно стимулировать предприятия к применению наилучших экологических практик и переходу к превентивной политике в отношении сброса загрязняющих веществ.

— «Росводоканал» инициирует подобные мероприятия во всех регионах своего присутствия, чтобы обсудить актуальную ситуацию, сложившуюся в системе водоканального хозяйства, и проинформировать наших абонентов — юридических лиц о правовых механизмах взаимодействия с контрольно-надзорными органами в переходный период, а также о существующих финансовых и инжиниринговых мерах оптимизации экологических практик, — подчеркнул генеральный директор ООО «РВК-Воронеж» Олег Николаенко.

Сегодня подавляющее большинство промышленных предприятий — как в Воронежской области, так и в России в целом — ведут фактически «откупную» политику в отношении водопользования и водоотведения.

— Наш опыт показывает, что «экологические» практики многих предприятий сводятся к разбавлению стоков, за что с нового года предусмотрена уголовная ответственность, к «договорным» отношениям с контрольно-надзорными органами и формированию бюджетов с учетом штрафов за выброс в сточные воды загрязняющих веществ. О действенной заинтересованности промышленников в снижении негативного воздействия на окружающую среду говорить пока преждевременно, — отметила Кристина Прибыль, эксперт Российской ассоциации водоснабжения, водоотведения и экономических тарифов, коммерческий директор компании Alta Group.

Фото: пресс-служба

При этом стоимость проектирования и ввода собственных локальных очистных сооружений для промышленных предприятий во многих случаях сопоставима с размерами годовых штрафов за ненадлежащее водопользование. Эксперт привела в пример несколько кейсов предприятий разных сегментов: так, стоимость ЛОС для птицефабрики с водоотведением 2,6 тыс. м3 в сутки и совокупным годовым штрафом 61 млн рублей составила 63 млн рублей, для небольшого тракторного завода с водоотведением 700 м3 в сутки и размером штрафа 23 млн рублей в год — 3 млн рублей. По словам эксперта, период окупаемости проектов по строительству ЛОС в среднем по рынку редко превышает три года. Кроме того, значительную часть инвестиций в ЛОС можно вернуть или оптимизировать с помощью механизмов государственной поддержки или лизинговых схем. Проблема в том, что очень часто предприятия недостаточно хорошо осведомлены о возможностях такой оптимизации либо недостаточно проактивны, чтобы ими воспользоваться.

О необходимости строительства собственных ЛОС промышленными предприятиями в ходе дискуссии говорила и заместитель директора Воронежского филиала ФГУ «Центр лабораторного анализа и технических измерений по ЦФО» Ирина Толмачева. По данным ЦЛАТИ, в Воронежской области — лишь единицы предприятий установили и эксплуатируют собственные локальные очистные сооружения, и даже к их эффективности в ряде случаев есть вопросы. При этом специфика и объемы загрязняющих веществ в промышленном секторе такова, что водоканальные предприятия зачастую не имеют технической возможности привести их стоки к надлежащему качеству. Поэтому инициатива законодателя о разделении ответственности за качество сточных вод выглядит более чем логично. Тем более что наряду с прописанными в законе мерами имущественной, административной и уголовной ответственности, вплоть до прекращения или ограничения водоснабжения и водоотведения в случае неоднократных нарушений и нанесения вреда водным объектам, законодателем предусмотрены и стимулирующие, льготные механизмы для предприятий, реализующих проекты во вводу и эксплуатации собственных ЛОС.

— После уведомления контрольно-надзорных органов о начале проекта по строительству собственных ЛОС предприятие получает возможность отнести затраты на этот проект в счет платежей или штрафов, выставляемых ему водоканальным хозяйством, — пояснил директор правового департамента ООО «РВК-Воронеж» Сергей Ванечкин. — А в работе с контрольно-надзорными ведомствами включается режим «переходного периода», позволяющий лимитировать количество проверок и требования к стокам на время строительства.

— Водоканал заинтересован в конструктивном диалоге с ответственными природопользователями, — подтвердил топ-менеджер предприятия Олег Николаенко. — Штрафы, которые предприятия платят за нарушения эксплуатации водных ресурсов, носят по сути компенсационный характер — они не отражаются в операционной деятельности водоканалов и согласно закону направляются на реконструкцию и модернизацию очистных сооружений. И у нас есть механизмы, позволяющие оптимизировать взаимодействие с абонентами, внедряющими эффективные экологические практики.

Фото: пресс-служба

Эксперты предупреждают — емкость рынка очистного оборудования для сточных вод огромна, но универсальной формулы или проекта по очищению стоков не существует. Поэтому выбору подрядчика по проектированию и строительству ЛОС должен предшествовать серьезный аудит предприятия. Впрочем, рынок предлагает предприятиям-водопользователям и альтернативное решение — набирающую обороты практику ЕРС-подряда.

— EPC-подряд — это экологический и инжиниринговый консалтинг (engineering, procurement and construction) по принципу одного окна, механизм снижения затрат и ответственности промышленных предприятий, которые берет на себя подрядчик, — рассказал заместитель генерального директора «РВК-консалтинг» Сергей Денисов. — Такой подряд предполагает полный комплекс услуг по экологическому инжинирингу для объектов промышленного и гражданского строительства в соответствии с требованиями энергоаудита и энергоэффективности, проектирование и введение ЛОС «под ключ» в зависимости от профиля объекта и характера стоков, ответственность на каждом этапе проекта — от обоснования инвестиций, создания бизнес-плана и согласований в надзорных органах до управления проектом и сервисного обслуживания. «РВК-консалтинг» работает в этом направлении более пяти лет, и сегодня в активе компании — более 20 проектов с крупнейшими промышленными предприятиями по всей стране, в том числе — два проекта в Воронеже в стадии реализации.

Сейчас в разрезе новых законодательных инициатив особое звучание приобретает необходимость совместной ответственности бизнеса, государства и организаций, в задачи которых входит очистка стоков.

Мы давно и профессионально занимаемся этой проблемой и твёрдо убеждены в том, что необходимо консолидировать усилия в формировании благоприятного экологического ландшафта региона, иначе это может привести к печальным последствиям. Иными словами, начатый сегодня диалог должен быть продолжен, — резюмировал итоги встречи генеральный директор ООО «РВК-Воронеж» Олег Николаенко.

Вся лента