"Мировое образование находится в точке растерянности"

Наша экономика сильно страдает от того, что были, по сути, пропущены две фундаментальные научно-технические революции — в микроэлектронике и в биотехнологиях. Но в сфере образования сложилась иная ситуация.

Во-первых, и это действительно факт, в России постоянно появляются передовые, по-настоящему визионерские системы обучения. "Яснополянская" школа Льва Толстого вдохновляла создателей многих школ демократического обучения, от Саммерхилла А. Нилла до ашрама Махатмы Ганди и школ Джидду Кришнамурти. "Русский метод" подготовки инженеров Дмитрия Советкина в конце XIX века стал основой образовательного подхода Массачусетского технологического института, создаваемого Джоном Ронклем. "Коммунарское" движение 1920-х годов, включая эксперименты Станислава Шацкого и Антона Макаренко, вызвало восхищение лидера "прагматического образования" Джона Дьюи. В 1960-е годы Андрей Колмогоров создал одну из самых развитых систем обучения школьников математике, а в 1980-е годы последователи Генриха Альтшуллера впервые в мире начали массово учить детей системному и дивергентному мышлению. Есть в России свои Советкины и Макаренко и сейчас.

Во-вторых, мировое образование в настоящий момент находится в абсолютно уникальной точке — в точке растерянности. Происходит перелом эпох, один из признаков которого стремительное распространение цифровых форматов общения и обучения, например, на платформе YouTube. Другим признаком стало повсеместно — от Парижа и Нью-Йорка до Буэнос-Айреса, Кейптауна и Нью-Дели — распространяющееся понимание, что образовательные программы XIX-XX веков безнадежно устарели, что компетентный человек XXI века должен владеть совершенно другим набором навыков, чем предшествующие поколения

Павел Лукша, основатель Global Education Futures, профессор практики Московской школы управления "Сколково", эксперт Агентства стратегических инициатив, партнер Global Venture Alliance (предисловие к сборнику "Сложный человек для сложного общества")

Вся лента