"Мне не о чем волноваться, место в жизни я найду"
Незрячий школьник впервые в истории выиграл олимпиаду по химии, поступил на химфак МГУ и хочет посвятить себя квантовой химии.
Даниил Гаранин — совсем молодой человек; сейчас он в темно-синем пиджаке и белой рубашке, в руках у него красный планшет. Для Даниила планшет необыкновенно важен, а вот какого он цвета и какого цвета одежда — не важно совсем. Даниил — первый в истории незрячий призер Московской олимпиады по химии, а теперь уже официально — первый в истории химфака МГУ незрячий студент.
Планшет появился у Дани в восьмом классе, а вместе с планшетом — интернет и безбрежное море информации. Планшет озвучивал все, что Даниилу хотелось знать.
Химией он увлекся случайно — говорит: "Просто она у меня пошла". "Начало химии, пожалуй, самое интересное из всех наук, оно привлекает с первых опытов, с простых реакций и превращений",— с жаром объясняет Даниил. Задач он долгое время не решал, читал только статьи по химии и патенты, связанные с ней,— о сверхпроводниках, искусственных кристаллах и других новых материалах. Потом понял, что увлекся,— и сам, без дополнительных занятий и репетиторов, стал призером региональной олимпиады. Это было в девятом классе; после олимпиады выбор специальности стал очевидным.
В интернате, где учился Даниил, его увлечение химией всячески поддерживали, а после того как он закончил учиться, решили даже улучшить практикумы, чтобы столь же заинтересованные школьники могли пойти путем выпускника Гаранина.
Даниил рассказывает об одном таком практикуме — конечно, по химии. Необходимо было определить, где раствор сахара, а где — соли. К прибору, который определяет электропроводность раствора, крепится звонок, он звенит, когда через раствор идет ток. Незрячий школьник подходит к двум колбам, опускает в них по очереди прибор и говорит, какой раствор в какой колбе.
Даниил Гаранин увлекается еще и физикой, в интернате его уговаривали посвятить себя именно этой науке. "Ведь гораздо проще вообразить, как незрячему заниматься физикой, нежели химией",— говорит он. Физикой он занимался дополнительно, два года, дважды выступал на региональной олимпиаде, но призером не стал.
Даниил — левша. Может, в леворукости еще одна причина увлечения химией, улыбается он: "Говорят, левши мыслят более творчески, а в химии как раз нужно мыслить образно, меня увлекает комбинаторика — не просто что-то посчитать, а, к примеру, придумать новую комбинацию элементов". Студент Гаранин все держит в голове: формулы, реакции, модели, в уме же решает задачи.
На химфаке Даниил будет учиться в группе по физической химии, а по жизни заниматься хочет квантовой химией, самым передовым, по его мнению, разделом этой науки. К практическим занятиям Гаранин относится философски: понятно, что уделять им много времени не получится. Но без минимума не обойтись. "Знать и понимать практику очень полезно,— объясняет он,— если я выдвину какую-то новую идею, я обязан понимать, насколько она реализуема. Можно много чего придумать, но на практике это может оказаться либо невыполнимо, либо, что вероятнее, слишком дорого и нерентабельно".
На олимпиаде всю практическую часть заданий за Даниила выполнял ассистент. Он не имел права подсказывать или указывать на ошибки, поэтому главной задачей Даниила были максимально четкие и подробные инструкции. То же происходило и при сдаче экзамена на химфак. Абитуриенту было сделано одно послабление — его экзамен длился не четыре часа, как у остальных, а пять с половиной. Но он был и единственным, кто все расчеты делал в уме. Ему помогали два ассистента — члены экзаменационной комиссии. Один читал задание. Даниил думал, излагал ход решения и ответ. Второй записывал за Даниилом, ничего не проверяя. В итоге — 94 балла из 100, отличный результат.
"Ни у кого на химфаке нет сомнений, что Даня будет одним из лучших наших студентов",— говорит декан химфака МГУ, член-корреспондент РАН Степан Калмыков.
Чтобы Даниилу было комфортно учиться, химфаку приходится вносить значительные изменения и в программу, и в работу с аппаратурой. Даниил Гаранин, конечно, будет знакомиться с приборами и наощупь, но для всего оборудования в срочном порядке закупаются надписи шрифтом Брайля. В начале обучения много времени отводится на сборку приборов, где идут реакции, Даниилу предстоит это делать самому, он на это вполне способен.
На лекциях и семинарах Даниилу помогут ассистенты, для него будет вестись аудиозапись всех лекций, а преподаватели станут более подробно проговаривать информацию, представленную в презентациях. "Мы стараемся разработать такую программу, чтобы Даня получил все необходимые компетенции, а процесс обучения был безопасен и для него, и для окружающих. Для нас это абсолютно новый опыт, никогда в истории химфака подобного не было. Факультет создает новую возможность, а Даниил становится первопроходцем",— констатировал заместитель декана по учебной работе химфака МГУ Сергей Карлов.
Заместитель декана по учебной работе химфака МГУ Сергей Крылов
Мы стараемся разработать такую программу, чтобы Даня получил все необходимые компетнции, а процесс обучения был безопасен и для него, и для окружающих. Для нас это абсолютно новый опыт, никогда в истории химфака подобного не было. Факультет создает новую возможность, а Даниил становится первопроходцем.
Наибольшую сложность в адаптации программы к возможностям Даниила представляет практикум по органической химии, его экспериментальная часть. Даня заниматься органикой будет, но с помощью ассистента. Но любимой квантовой химией, исследованиями в области новых материалов, предсказаниями их характеристик он заняться вполне сможет: не так важно, кто фактически проводит тщательно продуманный эксперимент, куда важнее командная исследовательская работа. "В аспирантуре химфака есть направления, где можно вообще не заниматься химическими экспериментами, и это нормально, это один из современных трендов развития химии — привнесение продвинутых компьютерных технологий",— уверяет Карлов. Базовые практикумы студенты проходят до четвертого курса, но в дальнейшем практические навыки могут не пригодиться исследователю. Даниил говорит, что важнее понимать, какие ограничения накладывает оборудование, чем уметь с этим оборудованием обращаться.
Даниил Гаранин видит себя ученым-теоретиком и собирается внести серьезный вклад в развитие химии. "Мне не о чем волноваться,— улыбается он.— Я могу не иметь каких-то выдающихся достижений, но место в жизни я найду в любом случае".