Roust причаливает к Кубе
Рустам Тарико хочет стать совладельцем марок рома
Алкогольный холдинг Roust Рустама Тарико ведет переговоры о создании совместного предприятия с Cuba Ron, производителем кубинского рома, который выпускает бренд Havana Club для Pernod Ricard. Для кубинцев партнерство даст возможность расширить географию продаж своей продукции, Roust же через СП, в котором претендует на 50%, в будущем может стать совладельцем нескольких брендов рома, включая Santiago de Cuba и Cubay.
О том, что Roust ведет переговоры о партнерстве с кубинским производителем Cuba Ron, “Ъ” рассказал председатель совета директоров и основной владелец российской компании Рустам Тарико. Проект предполагает, что Roust получит эксклюзивный контракт на долгосрочную дистрибуцию продукции Cuba Ron в России и на ряде других рынков. Речь, в частности, идет о брендах рома Santiago de Cuba и Cubay. В первый год сотрудничества российская компания рассчитывает продать не менее 900 тыс. л рома. План продаж на 2023 год — более 9 млн л.
Развитие партнерства с Cuba Ron зависит от объемов продаж кубинского рома, которые обеспечит Roust. Достигнув определенного показателя, партнеры создадут на паритете совместное предприятие по дистрибуции кубинского рома как внутри Кубы, так и на других рынках. Также они обязуются построить завод по производству рома в городе Сантьяго-де-Куба. Выход на следующий согласованный уровень продаж предполагает, что Santiago de Cuba, Cubay и другие созданные в ходе сотрудничества марки перейдут в собственность СП. По предварительным условиям соглашения Roust сможет размещать на мощностях Cuba Ron новые совместные бренды рома, а также бутилировать белый ром на своих заводах в России.
Cuba Ron S.A., образованная в 1993 году, принадлежит правительству Кубы. Она объединяет четыре предприятия по выпуску основных марок кубинского рома. Среди них бренд Havana Club, который, по данным Drinks International, в 2017 году был пятым по размеру брендом рома в мире с объемом продаж 39,6 млн л. Глобальной дистрибуцией Havana Club, в том числе в России, занимается французская Pernod Ricard. Ром Santiago de Cuba начал экспортироваться шесть лет назад: он продается в Испании, Италии, Великобритании, России, Чехии, Японии, Эквадоре, Чили и др.
Как говорит господин Тарико, на Кубе Roust параллельно ведет переговоры также с еще двумя государственными производителями рома, не исключая, что их условия партнерства могут оказаться привлекательнее, чем у Cuba Ron. В Cuba Ron не ответили на запрос “Ъ”.
По данным таможенной статистики, в первом полугодии 2018 года объемы импорта рома в Россию увеличились к аналогичному периоду прошлого года на 28,2%, до 2,37 млн л. Тем самым поставки практически достигли показателя докризисного периода (в первом полугодии 2014 года было ввезено 2,44 млн л). В последующие несколько лет импорт рома, как и других категорий алкоголя, заметно снижался, что было вызвано обесцениванием рубля и сокращением спроса. По объемам поставок рома на российский рынок у Кубы третье место — с начала года с острова напрямую в Россию было завезено 219,7 тыс. л.
У Roust в России четыре завода по выпуску водок «Русский стандарт», «Зеленая марка», «Парламент» и др., а также предприятие по производству слабоалкогольных коктейлей. По итогам первого полугодия 2018 года Roust стал первым среди производителей водки в России с объемом 43,8 млн л. Холдинг также продает агентские бренды: в его портфеле виски Bushmills, Glenfiddich, коньяки Remy Martin и бренди Metaxa, текила Jose Cuervo и др. Рустам Тарико указывает, что Roust как второй в мире производитель водки заинтересован расширять портфель крепких напитков не только за счет агентских, но и за счет своих брендов виски, рома и коньяков. «Это не нарушит наши контракты ни с кем из владельцев продуктов, дистрибуцией которых мы занимаемся»,— заверил он.
Для Roust как глобальной компании обнародованная стратегия расширения импортного портфеля является правильной, считает директор ЦИФРРА Вадим Дробиз. Он указывает, что интерес к рому и другим крупным категориям импортного алкоголя в России растет. «Так, ром стал основным напитком, используемым для приготовления коктейлей»,— отмечает эксперт. Кроме того, по его данным, в HoReCa доля продаж виски, рома и джина сейчас достигла уже 20%, тогда как на водку приходится около 3%.