«Силовым машинам» дают четыре года
Готова ли компания создать аналог немецких турбин
«Силовые машины» Мордашова смогут заменить турбины концерна Siemens к 2022 году — такой прогноз дал вице-премьер Дмитрий Козак в интервью РБК. По его словам, разработка «дорожной карты» по импортозамещению газовых турбин находится в завершающей стадии. Правительство может выделить на поддержку проекта до 7,5 млрд. руб. – точная сумма еще не определена. В январе текущего года компания «Силовые машины» попала под ограничения со стороны США из-за поставок в Крым турбин немецкого концерна Siemens в нарушение санкций Евросоюза. По мнению Козака, проект решает сразу две задачи – помогает подсанкционной компании и обеспечивает технологическую безопасность России. Смогут ли «Силовые машины» за четыре года создать полный аналог немецких турбин? Выяснял Александр Ляпин.
О том, что «Силовые машины» готовы построить газовые турбины, которые заменят продукцию Siemens, глава компании Алексей Мордашов заявлял еще в апреле этого года. Стоимость проекта он оценил в 15 млрд руб. Уже тогда речь шла о государственно-частном партнерстве – «Силовые машины» попросили у правительства половину этой суммы. Тогда же Мордашов обратился к Дмитрию Медведеву с просьбой поддержать компанию на фоне санкций. Дела у фирмы действительно шли не очень —за 2017 год убыток «Силовых машин» составил $170 млн.
Сможет ли компания буквально за несколько лет создать аналог немецким турбинам в таких условиях? Большинство опрошенных «Коммерсантъ FM» экспертов сомневаются в этом. Главная проблема — у России нет опыта создания турбин высокой мощности, напоминает независимый аналитик Дмитрий Лютягин. По его мнению, даже обширных советских наработок в этой области будет недостаточно, чтобы завершить проект в такие короткие сроки: «Для того чтобы заниматься конструктивом и материалами, нужно будет пять-шесть лет, плюс дальнейшее производство – в принципе, это можно запараллелить. Основной вопрос там – кадровый потенциал. Была своя советская научная база, я думаю, что с точки зрения конструктива она еще нормально будет восприниматься, а вот с точки зрения системы управления или материаловедения – нужно будет очень серьезным образом подтягивать этот научный пробел. Такой работой в институтах не занимались».
Проблемы могут возникнуть не только на стадии проектирования нового оборудования, но и на этапе производства, считает ведущий эксперт управляющей компании «Финам Менеджмент» Дмитрий Баранов: «На российском рынке может не быть некоторых товаров или услуг, которые потребуются для изготовления отечественных турбин большой мощности. Соответственно, их придется покупать за границей, а там могут отказать в этом или ввести какие-то ограничения. Есть риск, что это повлияет на сроки изготовления турбин».
Эксперты также напоминают, что турбины нужно не просто собрать, но еще и продать. Сами «Силовые машины» настаивают, что должны получить преференции на российском рынке. В этом нет необходимости, сообщала «Коммерсантъ FM» руководитель группы исследований и прогнозирования Аналитического кредитного рейтингового агентства Наталья Порохова. По ее мнению, спрос на подобное оборудование внутри страны и без этого будет высоким: «Основу энергетики России составляют газовые ТЭЦ. Важно понимать, что была очень большая цикличность ввода газовых ТЭЦ, пик которых пришелся на 70-е и 80-е годы. И сейчас эти станции устарели – их нужно либо закрывать, либо модернизировать. Это в ближайшие десятилетия сформирует очень большой спрос, в частности, на газовые турбины большой мощности».
Пока все эти рассуждения – чисто гипотетические, поскольку разработка оборудования еще не началась. Кстати, «Силовые машины» уже пытались производить газовые турбины большой мощности самостоятельно. Опытная разработка появилась в 2011 году, но уже через год ее вывели из эксплуатации. По всей видимости, компании придется попробовать еще раз. Как сказал Дмитрий Козак, если будет тотальный запрет на поставку турбин в нашу страну — в случае с Siemens речь шла как раз об этом — мы «столкнемся с огромными проблемами».