Авиакомпании удерживаются в воздухе
Пассажиропоток в России продолжает расти
Российский рынок авиаперевозок стабилизировался. За семь месяцев авиакомпании увеличили пассажиропоток на 10,3%, до 64,3 млн человек. Но в июле темпы роста замедлились. Участники рынка сходятся во мнении, что пока основным его драйвером остаются дешевые тарифы в рамках заполнения избыточных емкостей. Удерживать цены на этом уровне дальше перевозчики не смогут из-за подорожания авиатоплива.
Росавиация опубликовала статистику авиаперевозок за январь—июль: топ-35 российских авиакомпаний увеличили пассажиропоток на 10,3%, до 64,3 млн человек. Международные перевозки выросли на 11%, до 26 млн человек, внутренние — на 9,9%, до 38,2 млн. В первой пятерке перевозчиков двузначные темпы роста у S7 — на 17,6%, до 6,4 млн человек и «Уральских авиалиний» — на 15,9%, до 4,9 млн. Лидер рынка «Аэрофлот» и Utair показали более скромные результаты — рост на 7% (до 19,8 млн пассажиров) и 6,1% соответственно (4,2 млн человек). «Россия» (входит в группу «Аэрофлот») снизила объемы перевозок на 1,6%, до 6,2 млн человек.
Источник “Ъ”, близкий к «Аэрофлоту», говорит, что рост внутренних и международных перевозок связан с увеличением провозных емкостей, в том числе по низким тарифам.
Сейчас основной драйвер спроса — доступные места по дешевым ценам, а не макроэкономические факторы или платежеспособности населения, считает собеседник “Ъ”.
Снижение перевозок «России» связано в основном с решением сократить емкости на некоторых линиях в период низкого спроса для сокращения убытков, а также снижением доступного количества воздушных судов в расписании.
Но ресурс дешевых тарифов исчерпывается. Уже в июле динамика показателей оказалась хуже, чем по семи месяцам в целом. Российские авиакомпании увеличили перевозки за месяц на 6,8%, до 12,9 млн человек, хотя до этого рынок рос двузначными темпами. Внутренние перевозки при этом увеличились на 7,8%, до 7,5 млн пассажиров, международные — на 5,5%, до 5,3 млн человек.
По мнению источника “Ъ” в авиаотрасли, российский авиарынок «приходит к своему объективному, сбалансированному состоянию». В международном сегменте завершился «восстановительный рост» (но достигнуть показателей докризисного 2014 года так и не удалось). На внутреннем рынке сохраняется спрос, но он «не оказался взрывным, несмотря на проведение чемпионата мира по футболу», отмечает собеседник “Ъ”.
Источник “Ъ” в одной из авиакомпаний добавляет, что рост на внутренних линиях во многом обусловлен активной экспансией менее крупных перевозчиков (вне топ-5). Например, емкости Nordwind (включая PegasFly) выросли практически в три раза по сравнению с прошлым годом, что сопоставимо с резким ростом «ВИМ-Авиа» в 2017 году. За полугодие показатели Nordwind увеличились в 2,1 раза, с 560 тыс. человек до 1,2 млн пассажиров.
На дальнейшее развитие международного сегмента может повлиять, по его мнению, возможное полноценное открытие египетского направления и положительные изменения на рынке полетов в СНГ, где последние два года происходила стагнация. В январе—июле перевозки между РФ и странами СНГ упали на 0,3%, до 3,8 млн человек. Президент «Utair — пассажирские авиалинии» Павел Пермяков считает, что спрос на зарубежных рейсах стабилизировался за счет восстановления полетов в Турцию. «Но рост может замедлиться, если авиакомпании увеличат тарифы из-за скачков валютных курсов»,— уточнил топ-менеджер, добавив, что сейчас перевозчики сдерживают цены для сохранения загрузки. Но поднимать тарифы придется, чтобы сохранить выручку в условиях роста цен на авиатопливо. По данным Минтранса, с начала 2018 года авиакеросин подорожал на 30%.