«Петр Великий» слишком велик для Астрахани
К достройке лайнера могут привлечь «Красное Сормово»
Как выяснил “Ъ”, Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) может сорвать сроки производства первого российского круизного лайнера «Петр Великий». Кроме проблем с двигателями возникли новые сложности: астраханский «Лотос» не способен спустить готовое судно на воду, поскольку оно длиннее стапеля предприятия. Для сокращения задержки корпус лайнера может быть отправлен на достройку на нижегородское «Красное Сормово». Пока корпорация заверяет, что решит проблемы в пределах 2019 года. Но заказчик и источники “Ъ” уверены, что речь может идти уже только о 2020–2021 годах.
По данным “Ъ”, сдача первого круизного лайнера «Петр Великий» (проект PV300VD), который по заказу Московского речного пароходства (МРП, входит в AEON Романа Троценко) строит на астраханской верфи «Лотос» ОСК, может сместиться с 2019 года на 2020-й или даже 2021 год. Судно заложено в августе 2016 года для рейсов по Каспийскому, Черному и Азовскому морям, а также круизных линий Москва—Санкт-Петербург. О лайнере и его вводе в эксплуатацию в 2019 году упоминал Владимир Путин в августе на Пятом каспийском саммите в Казахстане.
Еще весной “Ъ” писал, что из-за проблем с двигателями срок сдачи проекта уже откладывался минимум на девять месяцев или больше (см. “Ъ” от 12 апреля). В ОСК утверждали, что отставание от графика составляет три месяца, и обещали его сократить. Двигатель, по словам двух собеседников “Ъ”, до сих пор не прошел испытания на тяжелом топливе, а у проекта новые проблемы: технические характеристики стапеля на «Лотосе» не позволяют спустить готовое судно, оснащенное оборудованием,— лайнер на 40 м длиннее. Модернизация стапеля, по оценкам одного из собеседников, обойдется в 1 млрд руб. и потребует года работ. О том, что «Лотос» не сможет спустить готовое судно, МРП предупреждало ОСК заранее, в ответ обещали модернизацию, которой не произошло, говорит другой источник “Ъ”. Сейчас на это нет ни средств, ни времени, говорят собеседники “Ъ”. Один из них добавляет, что ситуация на верфи в целом выглядит не слишком благополучной: кадры слабые, денег нет, происходят забастовки.
Теперь есть предложение спустить на воду только корпус судна и перевести его на нижегородское «Красное Сормово», которое строит круизный лайнер по проекту PV300 для «Водохода», рассказывают источники “Ъ”. Можно установить оборудование и механизмы и в рамках ходовых испытаний на финальные работы вернуть лайнер на «Лотос». Есть также вариант перевести проект на входящее в ОСК Астраханское судостроительное производственное объединение, уточняет один из собеседников “Ъ”, но там есть вопросы по квалификации кадров и лайнер придется достраивать на улице, что «нежелательно».
Глава МРП Константин Анисимов подтвердил “Ъ”, что, «исходя из темпов строительства на сегодня», компания мало верит в сдачу лайнера в 2019 году. Он также называет вариантом решения проблемы перевод корпуса на «Красное Сормово». В ОСК “Ъ” признают, что «при реализации проекта выявился комплекс проблем, связанных с проектированием, поставками оборудования и недостатком квалифицированного персонала в регионе». Однако в корпорации заверили, что о 2021 годе речь не идет, задержка возможна только в пределах 2019 года. Рассматриваются разные варианты спуска судна на воду, пояснили в ОСК, решение будет принято после завершения технико-экономической оценки, это же касается и кооперации с верфями. «Проект на контроле у руководства корпорации, предпринимаются все необходимые действия для недопущения серьезного сдвига вправо»,— подчеркнули в ОСК.
Глава «Infoline-Аналитики» Михаил Бурмистров считает оптимальным выходом перевод корпуса для достройки на «Красное Сормово», которое «подтвердило, что может успешно справиться с аналогичным проектом». Схема «потребует определенных ресурсов, в том числе финансовых», признает эксперт, но задержка тоже чревата потерями, а с участием «Красного Сормово» вероятность сдачи судна хотя бы в 2020 году вырастет.