Пассажиру такси предложили составить компанию

Какие правила нарушают водители

Москвич пожаловался на то, что к нему приехало такси с другим пассажиром. Машину он вызвал в «Яндекс.Такси», но водитель оказался не один и категорически отказался высаживать второго пассажира. Имеют ли таксисты право перевозить посторонних? И как привлечь их к ответственности? Об этом — Мария Погребняк.

Фото: Евгений Павленко, Коммерсантъ

Корреспондент «Коммерсантъ FM» Иван Якунин собирался ехать в банк с крупной суммой денег. В такси, которое приехало на вызов, оказались два человека. Впереди сидела рыжеволосая девушка. Ивана ситуация насторожила, но договориться с водителем не удалось — поездку пришлось отменить: «Я спросил у водителя, что происходит, и он ответил что-то вроде: "А что вас смущает?". Девушка повернулась ко мне и добавила: "Он просто у меня гулящий, я за ним слежу". Я уточнил, почему это должно быть моей проблемой, ведь я вызвал такси и хочу сидеть один в салоне. На что водитель довольно пылко заявил: "Если вам надо ехать, то закрывайте двери и поехали, а если вас что-то не устраивает, отменяйте заказ самостоятельно"».

Иван сообщил об инциденте в службу поддержки «Яндекс.Такси» — специалисты сервиса сейчас разбираются в ситуации. В пресс-службе компании оперативно прокомментировать ситуацию не смогли. Но на сайте агрегатора опубликованы правила перевозки — за подобные случаи предусмотрено наказание: водителя блокируют на 12 часов, при повторном нарушении — на сутки.

Такие ограничения, кстати, прописаны не у всех таксомоторных компаний. Некоторые участники рынка считают, что нет смысла отражать в документах очевидное, на их взгляд, требование. Наказание для водителей в таких случаях тоже может быть разным. Так, представитель такси «Везет» Александр Костиков рассказал «Коммерсантъ FM», что у них в этом случае могут расторгнуть договор: «Что может делать в такой ситуации агрегатор такси? Во-первых, он связывается с водителем, выясняет, действительно ли была такая ситуация, и может отказаться от дальнейшего сотрудничества. Мы напоминаем: если вы хотите перевезти жену, детей, то надо предварительно выйти с линии и перестать принимать заказы».

В законе запрет на перевозку посторонних людей в такси не прописан, потому и остается на усмотрение самих перевозчиков. Зато если в правилах компании такое ограничение прописано, пассажир вправе потребовать возмещения морального ущерба, объяснил автоюрист Илья Афанасьев: «Существует оферта. Перевозчик гарантирует перевозку конкретно взятого пассажира, это правило оказания услуг размещено на сайте. Вы можете сфотографировать тот факт, что такси приехало к вам с каким-то посторонним пассажиром и инициировать разбирательство».

По закону, если пассажира в такси ограбили, отвечать будет лишь виновник происшествия. Привлечь к ответственности компанию-агрегатор до недавнего времени было практически невозможно. Ситуацию, хоть и незначительно, изменила рекомендация Верховного суда, отметил председатель общественной организации «Союз пассажиров» Кирилл Янков: «Есть разъяснение ВС, что агрегатор в ряде случаев также может нести ответственность, если в машине был лишний человек. Но судьи обычно не присуждают большие компенсации за моральный ущерб».

Пробелов в регулировании работы такси много. В Госдуме давно работают над поправками в профильный закон. И там собираются уделить отдельное внимание безопасности клиентов, рассказал «Коммерсантъ FM» председатель комитета ГД по транспорту и строительству Евгений Москвичев: «Мы будем писать больше о безопасности и подборе водителей, о порядке заказа. Может быть, только граждане России смогут работать водителями такси».

Но пока депутаты размышляют, а судьи лишь рекомендуют, залогом безопасности пассажира остается его собственная бдительность.

Второе чтение законопроекта о такси ожидается осенью.

Вся лента