Хюгге по-челябински
Рынок «Восточный город» оборудуют морскими контейнерами и фуникулером
Торговые площади рынка «Восточный город» в историческом центре Челябинска планируют превратить в креативную бокс-ярмарку с фудкортом, прогулочной зоной и канатной дорогой через реку Миасс. Затраты на реконцепцию вещевого рынка «Восточный город» на перекрестке улиц Кирова и Братьев Кашириных на первом этапе составят 300 млн руб. К созданию объекта в формате festival marketplace планируют приступить в начале 2019 года. По мнению экспертов, фуникулер в центре Челябинска не повлияет на транспортную инфраструктуру, объект будет использоваться как элемент шоу для привлечения новых клиентов развлекательных заведений.
Компания Yellowstone development реализует в Челябинске проект реконцепции вещевого рынка «Восточный город». Обновленный объект обещают открыть в историческом центре Челябинска (район Заречья) — в границах улиц Кирова, Братьев Кашириных и набережной реки Миасс.
Сейчас участок в несколько тысяч квадратных метров в общественном центре города занят неконкурентоспособными торговыми галереями, хаотично расположенными секциями разнообразной фактуры и цвета, отмечают авторы проекта с рабочим названием «Чулан». По их данным, структура действующего рынка не соответствует современным потребительским запросам: не продумана схема передвижения посетителей, большая длина прямых участков торговой галереи. Гипотеза капитализации вещевого рынка основана на принципе retailtaintment, заявляют авторы реконцепции.
Согласно их задумке, в скором времени на месте «Восточного города» откроется бокс-парк, наподобие действующих объектов в Лондоне, Санкт-Петербурге и Москве. Торговые ряды будут состоять из цепочки морских контейнеров, что значительно облегчит как саму конструкцию здания, так и сроки его возведения. Еще одна креативная идея — уличная сцена с фудкортом и интересными дизайнерскими решениями проекта festival marketplace. «Основная ценность его посещения — простота товара, здоровье и натуральность, маленькие радости, хюгге, ориентация на smart-потребителя, оптимизация времени, энергоэффективность, экологичность, событийность, эмоциональность, переживания и впечатления, новый опыт и знания»,— сообщается в презентации проекта реконцепции «Восточного города». Также в проект включена двухуровневая парковка, прогулочная аллея и амфитеатр на набережной реки Миасс.
Проект также предусматривает канатную дорогу, которой планируют связать район цирка с пешеходной Кировкой. Фуникулер будет забирать пассажиров в «Чулане», перевозить их через реку Миасс в специальных «трамвайчиках» и высаживать на крыше одного из челябинских ресторанов.
По словам директора компании Yellowstone development Дениса Ни, идея провести масштабную реконцепцию исходит от собственников торговых площадей. Бюджет проекта на данном этапе составляет 300 млн руб. По данным «СПАРК-Интерфакс», «Восточный город» принадлежит совладельцам УРК «Планета Восток» Виталию Субачеву, отцу и сыну Сергею и Валентину Бескровным, Леониду Станковскому и Игорю Шунайлову. Чистые активы компании достигают 172,7 млн руб., выручка— 45,9 млн руб. 2016 год «Планета Восток» закончила с чистой прибылью 27 млн руб. Те же бизнесмены являются учредителями ООО «Компания “Аксель”», не один десяток лет работающей в сфере строительства, торговли, услуг и гостиничном бизнесе. Господин Ни добавил, что до конца 2018 года планируется завершить разработку проектно-сметной документации, к обустройству ярмарочных площадей, фудзоны, уличного театра, пешеходных дорожек и всей сопутствующей инфраструктуры планируется приступить в начале следующего года.
«В Челябинске, учитывая полное отсутствие хоть какой-то идеи у кого-нибудь — везде все стандартно и банально, любой креатив и новаторство будет восприниматься на ура, по крайней мере, на первоначальном этапе,— комментирует проект реконцепции руководитель риелторской компании «Компаньон premium» Максим Фридман.— Канатная дорога — это здорово. Думаю, челябинцам будет интересно прокатиться над рекой, зайти на ярмарку, посетить фудмаркет». При этом запускать реконцепцию без «якорных» арендаторов торговых площадей, с которыми должна быть достигнута договоренность еще на этапе создания креативного объекта, не имеет смысла, предупреждает эксперт.
Специалист в сфере транспорта и логистики, гендиректор ООО «Кэмп» Яков Гуревич указывает на то, что канатная дорога в центре Челябинска не несет транспортной нагрузки и будет использоваться, скорее, в качестве объекта благоустройства, изменения городской среды. «Концепция любопытная, но с точки зрения экономического транспортного эффекта оценивать канатную дорогу нельзя. С пространственной точки зрения запуск фуникулера никак не повлияет на город, это, скорее, развлечение и способ привлечь клиентов будущей ярмарки»,— объясняет эксперт. Запланированная в Челябинске канатная дорога, в отличие от фуникулера в Нижнем Новгороде, который переправляет жителей центра через Волгу в город Бор, не решает никаких транспортных задач, говорит господин Гуревич, добавляя, что в южноуральской столице в принципе не функционирует система транспортно-пересадочных узлов.
По подсчетам аналитика ИК «Фридом Финанс» Анастасии Сосновой, затраты на строительство канатной дороги увеличат срок окупаемости бокс-парка в среднем на пять лет. Это, в свою очередь, ставит под сомнение саму концепцию строительства креативной ярмарки из грузовых контейнеров, преимуществом которых считается сравнительно невысокая стоимость и короткие сроки окупаемости (один-два года).