Капитал решил все обдумать
РСПП приступает к изобретению финансовых моделей общественно полезных инвестиций
По итогам совещания в Российском союзе промышленников и предпринимателей (РСПП) решено создать три рабочие группы по инвестпроектам, с реализацией которых есть проблемы. Этим завершилась полемика помощника президента Андрея Белоусова и несырьевых экспортеров, доходы которых он предложил изъять в бюджет. Если система заработает, она будет конкурировать с ВЭБом и проектами инфраструктурного фонда — и испытывать те же проблемы, что и они: сложности отбора проектов и «ручной режим» привлечения инвестиций, увеличивающий, а не уменьшающий риски его негосударственных участников.
Как сообщили источники информагентств (ТАСС, «Прайм»), вчера в РСПП прошло совещание о реализации договоренностей крупного бизнеса, первого вице-премьера Антона Силуанова и господина Белоусова 24 августа. В графике работы РСПП вчера числилось лишь расширенное заседание комитета по химической промышленности (хотя химики были в числе экспортеров в «списке Белоусова»). Сам РСПП заседание не комментирует, «Прайм» сообщил, что встреча проходила под руководством Андрея Белоусова, ожидалось участие и главы «Роснано» Анатолия Чубайса, но он находился в отпуске и участвовать в ней не мог.
Напомним, ранее в письме Владимиру Путину Андрей Белоусов указывал на то, что часть несырьевых экспортеров выиграли в 2017–2018 годах на девальвации рубля дополнительные прибыли, и предлагал рассмотреть возможность создания налогового механизма их изъятия для госнужд. 24 августа Антон Силуанов, по сути, дал бизнесу гарантии неповышения налоговых ставок. Вместо изъятия доходов первый вице-премьер и администрация президента предложили РСПП как представителям крупного бизнеса системно обсуждать препятствия для реализации инвестпроектов в РФ.
По данным агентств, пока по программе организации «добровольных инвестиций в общественно значимые проекты» до 31 августа должен быть определен состав «высокоуровневой» группы по разработке «финансовых моделей участия компаний в реализации приоритетных госпроектов». В ее составе источники видят вице-премьеров Дмитрия Козака и Максима Акимова, глав Минпромторга Дениса Мантурова и Минэкономики Максима Орешкина — и собственников компаний—участников РСПП. Последние (по существу, владельцы накопленных дивидендов компаний «списка Белоусова», которые и должны принимать инвестрешения) официально в этой серии мероприятий РСПП почти не упоминались — между тем говорить о будущих инвестициях имеет смысл именно с ними. Слухи же о готовящейся встрече их с Владимиром Путиным пока подтверждений не нашли.
Группа должна обсуждать три списка проблемных проектов, в которые могли бы, но не инвестируются частные средства. Первый — проекты компаний, отложенные или отмененные (в основном модернизация собственных мощностей). Второй — greenfield-проекты в основном с частным капиталом. Третий — инфраструктурные госпроекты на «территориях присутствия» крупного бизнеса: видимо, это и есть «общественно значимые» проекты, хотя в теории большинство их должно способствовать инвестпривлекательности смежных инициатив. Источники сообщают и о четвертой группе «глобальных мегапроектов» — впрочем, предусмотрительно умалчивая подробности.
Такое развитие событий вокруг «списка Белоусова» для РСПП относительно безопасно и даже позитивно. При обсуждении первого и второго списков компании могут претендовать на решение регуляторных проблем — что может играть для этих проектов ключевую роль. В проектах третьего списка бизнесу важна информация о реальных инвестпланах и схемах работы властей — она зачастую является определяющей для инвестрешений.
Проблем с «рабочей группой», которая должна заработать в сентябре, также три. Первая — технология отбора проектов всех трех списков: новый GR-механизм «поверх Белого дома» вряд ли будет отличаться от практики «ручного управления» со всеми ее проблемами. Так, программа Инфраструктурного фонда на 3,5 трлн руб. до 2024 года (см. “Ъ” от 22 августа) долго упиралась именно в критерии отбора. Вторая проблема — наличие в органах власти программ оформления инфраструктурных инвестиций, с которыми «рабочая группа Белоусова» будет конкурировать. Третья же проблема — это ориентация Минфина и экономического блока Белого дома на ограничение госинвестиций: «финансовые модели» частно-государственного партнерства (ЧГП) в рамках «списка проектов РСПП» в любом случае не могут проходить мимо Антона Силуанова, относящегося к ним с умеренной теплотой.
Есть и специфическая проблема, которая наверняка в сентябре 2018 года обнаружится на встречах рабочей группы РСПП. Участие в ЧГП в последние годы увеличивало, а не уменьшало политические риски частных участников, требуя от них сильного вовлечения в высокоуровневые GR-игры с конкурентами.