«Названия машин — отдельная и очень сложная тема»
Дмитрий Гронский — об «именах» автомобилей
Обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Гронский рассказывает о новинках Московского международного автосалона и заодно вспоминает, как названия некоторых машин воспринимались за границей.
Накануне открытия Московского международного автосалона кто-то из знакомых спросил у меня, как правильно произносится имя главной новинки выставки. С одной стороны, у французов ударения ставятся на последний слог, и потому коммерческий фургон называется Master, а не Master, что было бы привычнее нашему уху. С другой — есть Logan и Duster.
Мне пришлось навести справки. Правильно говорить Arkana. Именно так называется купеобразный кроссовер Renault, который спроектировали в России, для России и выпускать планируют на Московском заводе французского бренда уже в следующем году. Имя автомобиля имеет латинские корни — «arcanum», «тайна». Но у нас в стране, где когда-то пусть и изучали латынь, как-то больше прижились тюркские слова, и «аркан» — это, прежде всего, «веревка с петлей для ловли животных».
Вообще, названия машин — отдельная и очень сложная тема. В мире столько языков и наречий, что, придумывая имя, надо все-все предусмотреть. Хрестоматийный пример с «Жигулями», который в Европе стали продавать под брендом Lada, чтобы не напоминало «жиголо». А Mitsubishi Pajero продавался в Америке под именем Montero, потому что, если прочесть оригинальное имя по-испански, получится что-то малоприличное.
С другой стороны, всего не предусмотришь. В компании BMW, например, едва ли могли предположить, что надпись X3 на крышке багажника у нас будут читать, как русские буквы. А итальянцы по этому поводу, похоже, вообще не рефлексируют. Фамилия Maserati происходит от слова, обозначающего «яму для вымачивания льна». А красивое название модели Quattroporte дословно переводится как «четыре двери». Так что для итальянца Maserati Quattroporte звучит, как для нас бы звучало «Мочалов Четырехдверный». Не очень поэтично, но машина то отличная!
Так что, пусть будет Arkana. Поскольку задача любого автопроизводителя — заполучить, «заарканить» потенциального покупателя, имя более чем удачное.