Губернатор в деле
ФАС России подозревает руководство Челябинской области в сговоре на 8 млрд рублей
Федеральная антимонопольная служба России возбудила дело в отношении губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, регионального миндортранса и АО «Южуралмост» о сговоре на торгах по ремонту дорог. За последние три года подрядчик стал победителем 29 аукционов на общую сумму 8 млрд руб. В правительстве региона считают претензии УФАС необоснованными. Эксперты отмечают, что возбуждение дела — хороший знак для развития конкуренции, но в ближайшее время на дорожном рынке Челябинской области вряд ли что-то изменится.
Федеральная антимонопольная служба России возбудила дело в отношении губернатора Челябинской области Бориса Дубровского, министерства дорожного хозяйства и транспорта региона и АО «Южуралмост» (Магнитогорск) о сговоре на торгах по ремонту автомобильных дорог. «Сфера дорожного строительства в Челябинской области в течение последних нескольких лет была объектом пристального внимания антимонопольной службы. Получив доказательства заключения антиконкурентного соглашения как причины монополизации на этом рынке, ФАС возбудила дело о нарушении антимонопольного законодательства»,— цитирует пресс-служба ведомства начальника управления по борьбе с картелями ФАС России Андрея Тенишева.
Дело возбуждено по признакам нарушения п. 1 ч. 1 ст. 17 федерального закона «О защите конкуренции», которой запрещается заключение соглашений между заказчиками и участниками торгов с целью ограничения конкуренции и созданию преимущественных условий для кого-либо.
Нарушения выявлены при проведении 29 аукционов с ноября 2015 года по март 2018-го на общую сумму более 8 млрд руб., победителем которых стала компания «Южуралмост». По данным ФАС России, при проведении торгов на право заключения госконтрактов лоты укрупнялись с целью ограничения конкуренции, заявки других компаний отклонялись по не предусмотренным законом основаниям. Ряд договоров был заключен, несмотря на предписание антимонопольной службы. В результате начальная максимальная цена контрактов снижалась не более чем на 1,5%, и победа в торгах обеспечивалась участнику антиконкурентного соглашения.
В правительстве Челябинской области считают необоснованными претензии ФАС. «Наша позиция по этому вопросу остается неизменной: деятельность государственных и муниципальных органов в сфере организации и проведения торгов осуществляется в строгом соответствии с действующим законодательством о контрактной системе, защите конкуренции и сложившейся судебной практикой Верховного суда РФ. Согласно последней, целью правового регулирования проведения конкурентных процедур является не обеспечение доступа к закупке как можно большему числу участников, а качественное удовлетворение потребностей госзаказчика. Законодательством предусмотрено не только право заказчика заключать контракт сроком более одного года, но и устанавливать такие требования к работам, которые отвечают потребностям и объективно необходимы для выполнения соответствующих функций. Также абсолютно законен вариант заключения контракта “под ключ”, предусматривающий одновременно выполнение работ по проектированию, строительству и вводу в эксплуатацию объектов капитального строительства. Губернатор Челябинской области Борис Дубровский нетерпим к любым фактам нарушения существующего законодательства в сфере закупок. По его поручению контроль за этим закреплен за главным контрольным управлением региона, а также введены дополнительные виды: ведомственный, общественный, контроль финансового органа. В связи с этим мы считаем претензии ФАС России необоснованными»,— сообщил “Ъ-Южный Урал” начальник управления пресс-службы и информации правительства региона Дмитрий Федечкин, подчеркнув, что правительство будет отстаивать свою правоту в предусмотренном законодательством порядке.
Юрист Фонда борьбы с коррупцией Валерий Золотухин в разговоре с “Ъ-Южный Урал” отметил, что возбуждение дела — хороший знак для развития конкуренции и улучшения бизнес-климата в регионе. «Это все-таки говорит о том, что федеральные органы власти, конкретно ФАС, выполняют свои функции, а не просто декларируют необходимость конкуренции. Я положительно воспринял эту новость. Но эта проблема не первый день муссируется, сначала был “Южуралавтобан”, сколько лет они все эти контракты получали, потом “Южуралмост”. Я сомневаюсь, что на рынке что-то изменится»,— говорит господин Золотухин.
По последним данным Челябинского УФАС, «Южуралмост» занимает более 90% в общем объеме регионального рынка по ремонту и содержанию автомобильных дорог.