Согласно методике Минэкономики, оцениваются два типа эффектов от реализации проекта: создание валовой добавленной стоимости на этапе строительства (то есть дополнительный спрос на продукцию и услуги) и на стадии эксплуатации (например, экономия времени в пути, выражающаяся в увеличении времени, которое человек может посвятить созданию добавленной стоимости, или увеличение безопасности, что сокращает время нетрудоспособности и также может быть выражено в деньгах). Задача методики — отфильтровать проекты так, чтобы наиболее эффективные реализовывались в приоритетном порядке, в частности, речь идет о более чем 600 проектов, предусмотренных Стратегией пространственного развития (подробнее см. “Ъ” от 10 июля).
О первой версии документа в июле писали «Ведомости». С тех пор в документ было внесено множество изменений, наиболее значимое из которых — это оценка не только положительных, но и отрицательных ожидаемых эффектов от реализации проекта. В частности, речь идет о господдержке, заложенной в проект: такие механизмы, как налоговые льготы, минимальная гарантированная доходность, госгарантии и т. п., представляют собой отрицательные эффекты и противопоставляются позитивному воздействию на ВВП. Также Минэкономики вынесло за пределы методики те эффекты, которые можно расценивать как двойные: например, если при увеличении транспортной доступности происходит приток рабочей силы в некий регион, то учитывается и то, что другой регион ее при этом теряет. Со временем, говорит собеседник “Ъ”, количество эффектов, учитываемых в методике, может возрасти, однако важно, чтобы учитывались они грамотно.