Путь открыт

Эксперт

Какие экономические выгоды сулит «снижение ледовитости»

В последние годы в мире все больше растет интерес к Северному морскому пути (СМП). Это связано в первую очередь с потеплением климата на планете. За последние 30 лет площадь арктических льдов сократилась примерно на треть. Ученые называют этот процесс «снижением ледовитости». И соответственно увеличилось время навигации по чистой воде, без использования ледоколов. Если раньше такая навигация длилась два месяца, то сейчас больше трех и вскоре может приблизиться к четырем месяцам в году. СМП уже стал доступен для прохода больших контейнеровозов.

СМП — чрезвычайно выгодный маршрут между востоком и западом. Он в полтора-два раза короче пути через Суэц. И он был бы еще более востребован, если бы не одно существенное ограничение: невозможно установить точный график прохода судов. Дело в том, что лед пока не исчезает полностью в летнее время. На маршруте есть узкие проливы — Карские Ворота, Югорский Шар, Маточкин Шар и другие, где возможно скопление льдов в летнее время. Стоит чуть измениться ветру — и тяжелые льдины заполняют эти проливы. Судам приходится стоять, дожидаясь либо подхода ледокола, либо изменения ветра.

А это для сегодняшних грузовых перевозок, особенно для транзитных, очень серьезная проблема. Правила Международного режима морских портов требуют строгого выполнения расписания прибытия судов. 20-минутное опоздание, во-первых, наказывается большим штрафом. А во-вторых, в любом порту всегда есть очередь на разгрузку, и место опоздавшего тут же занимают другие суда. Пока по СМП установить точный график движения невозможно.

В 2012 году в России был принят закон «О Северном морском пути». В нем записано, что СМП — это «исторически сложившаяся национальная транспортная коммуникация Российской Федерации». То есть СМП — наш. Но плавание по нему определяется не только нашими законами, но и нормами международного морского права. И, следовательно, по нему могут ходить и транзитные суда под другими флагами.

СМП важен для экономики России как транспортная артерия, связывающая восточную и западную части страны. Это важный фактор сохранения единства и целостности России. Но арктический путь открыт для зарубежных транспортных компаний. И если снижение ледовитости продолжится, то интерес их к северному маршруту будет увеличиваться. Но нам для этого надо развивать инфраструктуру. И в первую очередь службу спасения на море, навигации и связи. Надо создавать терминалы для дозаправки, потому что небольшие суда, имеющие малый запас автономного хода, пока не могут самостоятельно ходить этим маршрутом. Совместное использование инфраструктуры, несомненно, выгодно и нам, и зарубежным компаниям.

Николай Осокин, заместитель директора Института географии РАН

Вся лента