Бунт на свиноферме
Роджер Уотерс выступил в Санкт-Петербурге
Бывший лидер Pink Floyd Роджер Уотерс завершает европейскую часть тура Us + Them концертами в России. Вышедший в прошлом году «Is This the life We Really Want?» — первый рок-альбом артиста за четверть века — стал выражением его нынешних взглядов на политику и принципы гуманизма в мировом масштабе. Концерты же балансируют на шаткой грани между супертехнологичным митингом и историей рока. Среди 15 тыс. зрителей в СКК «Петербургский» Макс Хаген восхищался музыкой и размахом шоу Роджера Уотерса, но мучительно пытался разобраться в его посыле.
Вслед за альбомом «Is This the life We Really Want?» шоу Us + Them стало развитием, местами даже запредельным, давних критических взглядов Уотерса на истеблишмент, необъявленные войны, беженцев и палестинский вопрос. Роджеру Уотерсу сейчас 74 года, и еще после трехлетнего проката The Wall Live предполагалось, что больше таких масштабных туров он предпринимать не будет. Тем не менее артист, видимо, активно подпитывается собственной антиэнергией. И, как можно было видеть на концерте, вполне получает удовольствие от возможности массово прижечь все и всех. Лозунгами тура стали слова «Stay human!» — «Оставайся человеком!» и «Resist!» — «Сопротивляйся!». Более личный подход Уотерса, известного своим пацифизмом, выразился в отдельной встрече с российскими ветеранами-инвалидами последних конфликтов — им были обеспечены билеты и теплая аудиенция за кулисами.
Максимализм и позиция артиста, правда, иногда оборачиваются скандалами. Так, перед началом тура он лишился некоторых крупных спонсоров, а его публичные сомнения в деятельности «белых касок» в Сирии основательно озадачили аудиторию времен постправды. Прямо перед концертами в России его интервью газете «Известия» так же подлило масла в огонь российско-украинских отношений. Более того, антитрамповские заявления Уотерса, рассчитанные скорее на думающих людей, были прямо истолкованы как антиамериканские и антизападные в целом.
Если на предыдущих гастролях Уотерс строил свою стену привычно вдоль сцены, то в Us + Them, кроме основного экрана, посреди зала в прямом смысле разворачивается «электростанция Бэттерси» с натурально дымящими трубами. Летающая свинья давно стала одним из главных символов Pink Floyd и здесь уже окончательно оторвалась от земли. Еще два-три года назад дизайнеры только прикидывали вариант использования дронов в закрытых пространствах — слишком рискованно. На концерте же надувное животное летает вовсю, лишь жужжит пропеллер под хвостом. Перемещение вокруг зала завязано уже не на обычные тросы, а сенсоры и программы, и надо было видеть мастерскую «парковку» после облета — с первого раза точно в приоткрывшуюся щель в занавесе.
Сет-лист проходящих концертов — пиршество для любого фаната Pink Floyd. Так, альбом «Dark Side of the Moon» исполняется почти целиком, целыми блоками, размазанными на два отделения. Самыми глубокими заходами в историю стали «One of These Days» из альбома «Meddle» и «Welcome to the Machine» из альбома «Wish You Were Here». Если первая была сыграна просто четко и мощно — на звук в случае с Уотерсом жаловаться никак не приходится, то на второй зрителям показали жуткий мультик Джеральда Скарфа, который Pink Floyd крутили на концертах еще 40 лет назад. Кровавые волны превращаются в руки, и тут же в зал с лесом рук дают такой же кроваво-красный свет — сюрреалистическое слияние видео и реальности и ощущения как во сне обеспечены.
Большая часть видеоряда и его драматургия оказывались подчинены нынешнему мировоззрению Уотерса. Как если бы ты смотрел политические клипы с подложенными песнями Pink Floyd. Иногда это могло срабатывать на 150%: тянущиеся друг к другу и вдруг распадающиеся руки на «Wish You Were Here» один из самых замечательных образов этих концертов. «Us and Them» с палестинцами, стеной сектора Газа, терактами и палящими танками-вертолетами выглядела натянутой. Исторический материал зачастую сопровождался даже слишком лобовыми посылами. Во время неизбежной «Another Brick in The Wall» на сцену высыпала стайка детей, которых набирают для каждой даты тура в каждом городе. Маленькая компания «пленников» выстроилась в тюремных оранжевых комбинезонах с черными мешками на головах, а позже, избавившись от этих одежд, с удовольствием потанцевала уже в футболках с лозунгом «Resist». Во многом все это отдавало шоковой терапией с передергиванием текста и контекста.
Вторая половина концерта, где видео гнали как раз по «стенам» «электростанции», стала самой массовой раздачей по серьгам. На песне «Dogs» из альбома «Animals» Уотерс с группой предстали в масках свиней, а, сорвав их, радостно отсалютовали публике шампанским — как и надо, овца поднесла. Между делом по экранам гнали речевки «Свиньи рулят миром», «Боже, что ты наделал?» и «Fuck the Pigs!». Это, однако, был еще довольно вегетарианский вариант. Собственно следующие песни «Pigs» и «Money» сопровождались самым лютым и злым видеорядом, президенту Трампу должно было сильно икаться. На «Pigs» он появлялся во всех видах: Трамп-свинья, Трамп блюющий, Трамп со сдувающимся дилдо плюс целый цитатник изречений американского президента. По меркам российских реалий было даже удивительно, что тур в Штатах Уотерс так и откатал со всем этим карикатурным паноптикумом без проблем. На тех концертах, кстати, Трамп возникал еще и в виде младенца на руках президента Путина в генеральском мундире. Концентрация пинков в этой десятиминутке искренней творческой ненависти достигла какой-то необычайной плотности: вдогонку мелькнули Сталин с Мао и Бушем-младшим, а компания Apple была укушена словами типа «iBelieve», «iLearn» и «iProfit». Чтобы мало не показалось никому, во время «Money» на фоне околовоенной нарезки на трансформирующихся так и сяк экранах свои секунды «славы» получали Эрдоган, Асад, Тереза Мэй — кого тут только не было. Не обошлось и без российского президента — он тоже попал в теплую компанию, хотя и не так подчеркнуто.
Завершение концерта после всего вломленного было в чем-то даже расслабленным. Разве что Уотерс повисел на цепи в кандалах во время новой песни «Smell the Roses» — на экране же опаливают свиней и прогоняют зрителя через тюремный антураж. На песнях «Brain Damage» и «Eclipse» из эпохалки «Dark Side of the Moon» над залом взмыл еще один летающий объект — «луна», серебристо-черная сфера, утыканная по экватору десятком пропеллеров. И тут же над толпой возникла «трехмерная» пирамида — еще один символ Pink Floyd, сложенный из прожекторов и лазеров. Эффект, рассчитанный больше на взгляд с трибун, вызывал, впрочем, почти детский восторг и у фан-зоны, оказавшейся внутри световой конструкции.
Перед бисом Уотерс выдал недлинную речь, где вместо ожидаемого в очередной раз громкого высказывания просто лишний раз припомнил Рональда Рейгана и Маргарет Тэтчер: «Неоконсерватизм и неолиберализм создали предпосылки уничтожения этой fucking планеты!» Здесь была исполнена песня «The Bravery of Being Out of Range» с дописанным через 30 лет куплетом. Свою позицию артист додержал до конца. Под песню «Comfortably Numb» над залом рассыпался целый дождь конфетти, оказавшихся бумажками все с тем же призывом — «Resist». Народ дружно бросился ловить и собирать сувениры на память, а отдельные зрители после окончания шоу укладывались ради фото прямо на образовавшийся розовый агитковер. Политика политикой, а сопротивление Роджеру Уотерсу было бесполезно.