США отказались от «Союзов»
Сможет ли «Роскосмос» компенсировать потери из-за окончания сотрудничества
Российские «Союзы» больше не будут возить американцев в космос. Со следующего года астронавты из США начнут добираться до Международной космической станции на своих кораблях. Последним полетом американцев на «Союзе» станет возвращение с МКС в апреле 2019 года, заявил вице-премьер Юрий Борисов. Сколько на этом потеряет «Роскосмос»? И сможет ли он найти других платежеспособных пассажиров? Об этом — Яна Пашаева и Николай Долгополов.
Перевозка американских астронавтов была стабильным источником заработка для «Роскосмоса» с 2006 года. После того, как США прекратили эксплуатацию кораблей Space Shuttle, им было не на чем летать к МКС, кроме как на «Союзах». Но продолжаться вечно так не могло. С 2014 года NASA разрабатывает собственные летательные аппараты. В 2015-м Чарльз Болден, который тогда возглавлял ведомство, призвал Конгресс США больше не продлевать контракт с «Роскосмосом» и не заставлять «летать астронавтов на российских попутках».
Его можно понять: за 12 лет билеты на «Союз» подорожали в четыре раза — с $20 млн за одного астронавта до $80 млн.
Россия потеряет существенные деньги, если NASA перестанет покупать места на корабле, считает академик Российской академии космонавтики им. Циолковского Александр Железняков: «Следующий год, наверное, — наиболее реальный срок, когда это произойдет. Новые корабли — и Dragon, и Starliner — уже на подходе. В конце года начнутся испытательные полеты, вот американцы и пересядут на свои корабли. Мы потеряем деньги, конечно, которые нам платили за места на "Союзах" — шесть мест по $80 млн, значит, почти $0,5 млрд».
Экипажи прилетают на МКС четыре раза в год. На двух рейсах — по одному американцу, двумя другими, помимо одного астронавта из Штатов, летит европеец или японец, которым NASA продает билеты, купленные у «Роскосмоса».
Новые американские корабли параллельно строят сейчас Boeing и SpaceX Илона Маска. Создатели обещают, что полеты на них будут стоить астронавтам $60 млн, на $20 млн меньше, чем на «Союзе».
Вероятно, космонавты из других стран будут также добираться на орбиту на новых кораблях США. То есть в «Союзах» освободится шесть мест в год. Есть мнение, что билеты можно будет продавать состоятельным туристам, но вряд ли на такое можно рассчитывать, считает руководитель Института космической политики Иван Моисеев: «С 2000 года семь человек отправились в полет. Один раз в год можно найти космического туриста, но чем дальше, тем сложнее это будет сделать. Но это никак не компенсирует затраты, конечно, просто по количеству. Сейчас комиссию прошел только один клиент из Объединенных Арабских Эмиратов. Во-первых, это дорого, во-вторых, требуется здоровье, так как нужно потратить год на подготовку. В первое время люди летали на МКС, так как это отыгрывалось на имидже, на популярности. А когда это стало уже близко, так сказать, к рутине, уже меньше стимулов».
Не исключено, что замену американским астронавтам на «Союзах» искать пока рано. Недавно стало известно об очередном переносе первых полетов кораблей Boeing и SpaceX.
Когда корабль SpaceX будет готов полететь на МКС, NASA обещает взять на борт одного российского космонавта.