«Атомфлоту» требуется газовый форсаж
Новые СПГ-ледоколы сделают мощнее
Как выяснил “Ъ”, мощность ледоколов на сжиженном газе, которые намерен заказать «Атомфлот», может вырасти до 45 МВт. По данным “Ъ”, ледоколы могут использовать парно в Обской губе, что повысит коммерческую скорость проводки. В сентябре «Атомфлот» планирует отправить на верфи запрос информации и получить коммерческое предложение, выбор места строительства должен быть сделан в 2019 году. Источники “Ъ” считают, что ледоколы общей стоимостью порядка €450 млн потребуются уже к 2023 году для второго СПГ-завода НОВАТЭКа «Арктик СПГ-2».
Ледоколы на СПГ, строительство которых «Атомфлот» обсуждает с 2017 года, могут стать мощнее, рассказали “Ъ” два источника в отрасли. По их словам, прорабатывается установка на ледокол трех электродвигателей по 15 МВт, что увеличит его мощность с 40 до 45 МВт. Ледоколы будут ходить в Карском море и Обской губе, также их планируется эксплуатировать парно для проводки газовозов типа Yamalmax с коммерческой скоростью 8–10 узлов, уточняет один из собеседников “Ъ”.
Об идее подведомственного «Росатому» ФГУП «Атомфлот» строительства четырех ледоколов на СПГ стало известно в прошлом году (см. “Ъ” от 22 сентября 2017 года). В июне ФГУП заказал тендерный проект финской Aker Arctic Technology, он должен был быть готов к 31 августа (см. “Ъ” от 13 июня). Также о намерениях строить такие ледоколы заявлял и НОВАТЭК, имеющий большую программу строительства заводов по сжижению газа в Арктике. В компании сообщили, что изучают возможность строительства ледоколов для собственных нужд.
Заместитель гендиректора «Росатома», директор дирекции Севморпути Вячеслав Рукша на вопрос “Ъ” о ситуации со строительством СПГ-ледоколов сообщил, что до конца первой декады сентября «Атомфлот» завершит проект на класс этих судов, дальше будет проведен коммерческий запрос на верфи о стоимости и строительстве, что позволит принять решение о заказе в 2019 году. Он уточнил, что рассматривается возможность использования всей энергоустановки, тогда в форсированном режиме ледокол будет иметь мощность 45 МВт. Перспективы взаимодействия с НОВАТЭКом, структура строительства, финансирования и эксплуатации будут определены в ближайшее время, заявил “Ъ” господин Рукша.
Источники “Ъ” в отрасли полагают, что строить ледоколы будет «Атомфлот» на заемное финансирование под сервисный контракт с НОВАТЭКом. Такая схема уже применялась в проекте «Портофлот», напоминает один из собеседников. Контракт будет заключен на два ледокола, с опционом еще на два или с двумя опционами по одному судну, полагает он.
На рынке основным претендентом на строительство СПГ-ледоколов считали входящий в Объединенную судостроительную корпорацию (ОСК) Выборгский судостроительный завод в кооперации с финской Arctech Helsinki Shipyard. Один из источников “Ъ” не исключает, что запрос предложений также получит строящаяся на Дальнем Востоке «Звезда» (управляется консорциумом «Роснефти», «Роснефтегаза» и Газпромбанка), он может быть также отправлен на керченский «Залив».
Стоимость проекта источники “Ъ” оценивают в €250 млн «плюс-минус 10%». Закладка головного ледокола намечена на весну 2020 года, строительство может занять четыре-пять лет. Это технически сложный проект, отмечает источник “Ъ”, от заключения контракта до начала резки металла должно пройти минимум полтора года. Развитие СПГ-проектов НОВАТЭКа с опережением графиков ввода и рост перевозок требуют скорейшего создания флота, говорят собеседники “Ъ”. В основном СПГ-ледоколы нужны проекту «Арктик СПГ» мощностью 19,8 млн тонн, его запуск намечен на 2023 год.
Глава консультационного центра «Гекон» Михаил Григорьев говорит, что мощность в 40 МВт, как показали модельные испытания, достаточна, чтобы обеспечивать основную работу ледоколов — как при проводке Yamalmax, в том числе в широком канале, проложенном двумя ледоколами, так и при решении других задач «Атомфлота» в западной части Карского моря и Обской губе. Форсирование до 45 МВт оправданно для сложных ситуаций, например, преодоления полей интенсивных сжатий льда, отмечает эксперт, добавляя, что повышение мощности, очевидно, возможно в рамках модернизации разработанного проекта.