Антиказарменное положение

Нужны реформы для защиты людей с ментальной инвалидностью

10 сентября начинается 39-я сессия Совета по правам человека Генассамблеи ООН, где, в частности, будут затронуты проблемы людей с ментальной инвалидностью и психическими заболеваниями. Что нужно делать России, чтобы не быть вечной двоечницей по этому предмету?

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

В конце августа был опубликован доклад Верховного комиссара ООН по правам человека «Психическое здоровье и права человека». Он задает тональность международным реформам в сфере защиты прав людей с ментальной инвалидностью и психическими заболеваниями. В докладе говорится, что во многих странах господствует «биомедицинская модель» отношения к таким людям, которая приводит к их изоляции, утрате самостоятельности и «закреплению принудительного лечения, насилия и принудительной стерилизации». ООН рекомендует странам-участницам «пересмотреть биомедицинский подход к охране психического здоровья». Принудительное медикаментозное лечение, недобровольную госпитализацию в ООН приравнивают к пыткам.

Напомню, что 20 марта по итогам 19-й сессии Комитет ООН по правам инвалидов впервые опубликовал замечания в адрес России. Отмечалось, что в РФ сохраняется дискриминация людей с инвалидностью, в том числе с ментальной. В связи с этим необходимо обеспечить право граждан с инвалидностью защищать свои интересы в судах, отменить любые ограничения в праве создавать семью, растить детей, получать отдельное жилье, а также не допускать насильственной стерилизации женщин с ментальными формами инвалидности.

Чтобы выполнить эти рекомендации, России нужно принять несколько важных законов. В РФ 523 психоневрологических интерната (ПНИ) и 127 детских домов-интернатов психоневрологического профиля — в них живет более 150 тыс. и более 20 тыс. человек соответственно. По оценкам правовой группы Центра лечебной педагогики, в семьях живет примерно 400 тыс. детей с ментальными нарушениями. Все они — потенциальные клиенты психоневрологических интернатов. Взрослые с ментальной инвалидностью, живущие в семьях, также в любой момент могут оказаться в ПНИ. Изменить это может закон о распределенной опеке. Госдума должна была рассмотреть его во втором чтении еще летом, но этого не произошло.

Еще один законопроект, разработанный той же экспертной группой, связан с защитой прав граждан в психоневрологических стационарах и предполагает, что представители независимой профильной службы будут работать при каждом учреждении. К первому чтению законопроект давно готов, но ни одно федеральное ведомство пока не хочет брать на себя ответственность за такую службу.

Каждый год в России открываются новые интернаты казарменного типа, а вот проектами сопровождаемого проживания занимается только третий сектор. Услуги, которые оказывают инвалидам в таких проектах, не тарифицированы, и НКО не получают за них возмещение от государства. Так развивать сопровождаемое проживание невозможно, интернаты всегда будут переполнены.

Специалисты полагают, что в российское законодательство необходимо внести такие понятия, как «сопровождаемое проживание», «сопровождаемая социальная дневная занятость» и «сопровождаемая трудовая деятельность». Об этом говорится в Концепции совершенствования условий жизнедеятельности граждан с психическими расстройствами, которую подготовила для Минтруда группа экспертов из ведущих НКО. В Минтруд РФ концепция была отправлена еще в апреле, однако ведомство до сих пор ее не рассмотрело. Если Россия такими темпами будет проводить эти реформы, то на следующей сессии Комитета ООН по правам инвалидов ей придется в очередной раз выступать в роли двоечницы, не сделавшей урок.

весь сюжет

rusfond.ru/issues

Ольга Алленова, специальный корреспондент “Ъ”

Вся лента