Франчайзинговая терапия
Кира Васильева знает рецепт оздоровления российского бизнес-климата
С 10 по 12 сентября в Москве в «Экспоцентре» пройдет одна из крупнейших в мире выставка франшиз — BUYBRAND Expo. По оценкам ее организаторов, суммарный инвестиционный потенциал посетителей выставки в этом году составит более 800 млн долларов. Эксперты считают, что именно франчайзинг в ближайшем будущем может существенно оздоровить бизнес-климат России и поможет увеличить количество малых и средних предприятий в стране
В России сегодня работает около 2 млн 848 тысяч малых предприятия (включая микропредприятия). В них заняты около 12 млн человек. Учет этих компаний содержится в Едином реестре малого и среднего предпринимательства, составляемом Федеральной налоговой службой. Совокупный оборот малых предприятий в 2016 году (более новые данные пока не публиковались) составил 16 трлн 338 млрд рублей, то есть около 20 процентов от общего валового внутреннего продукта РФ, что, по словам экспертов, в разы меньше, чем, например, в Евросоюзе, США, Китае и Австралии. «В частности, в Евросоюзе доля малого бизнеса в ВВП в среднем составляет 57 процентов, в Австралии — 80»,— говорит генеральный директор компании EMTG, организатор Международной выставки франчайзинга BUYBRAND Expo Екатерина Сойак. К тому же, по ее словам, «в последние три года у россиян фиксируется довольно слабый спрос на открытие собственного дела по сравнению с периодом до 2014 года».
При этом 1 марта 2018 года в послании Федеральному собранию президент РФ Владимир Путин заявил, что к 2025 году доля малого и среднего предпринимательства в ВВП России должна увеличиться до 40 процентов. По мнению экспертов, достичь этого реально и поможет в том франчайзинг. «Сейчас актуальными становятся бизнесы, требующие не самых крупных вложений и способные довольно быстро себя окупить. Самый простой и выгодный вариант открыть свое дело в России — купить франшизу. Это уже готовый и обкатанный бизнес, инвестиции в который в среднем составляют от 1 до 10 млн рублей в зависимости от направления и формата»,— говорит Екатерина Сойак.
Не в свое дело
По данным компании EMTG, которая является организатором ежегодной Международной выставки франшиз BUYBRAND Expo, потенциал развития франчайзинговых предприятий в России оценивается в 400 тысяч точек, а вклад франчайзинговых компаний в ВВП страны к 2020 году прогнозируется в 500 млрд рублей ежегодно.
— Развитие бизнеса по франчайзингу — один из основных трендов последних трех лет в России. Повышенный интерес к этому способу ведения бизнеса — явление, характерное для экономики, которая находится в кризисном периоде,— поясняет Екатерина Сойак.
Сегодня в базе EMTG насчитывается около 3 тысяч российских компаний, которые продают свой бизнес по франшизе. Однако, по словам Екатерины Сойак, реально из них работают лишь 10–15 процентов. «Это известные, проверенные бренды, которые на рынке свыше пяти лет и имеют хорошую репутацию»,— говорит она.
Тем не менее еще в 2003 году в стране было от силы 15 франчайзинговых компаний, и половина из них не имела полного представления, что такое франчайзинг. «Сейчас у российских предпринимателей появилось общее понимание, что это за форма ведения бизнеса, и она стала востребована. Но возникла другая проблема: появилось много недобросовестных предложений, и людям, которые собрались в этот бизнес, нужно быть предельно осторожными»,— заключила госпожа Сойак.
Сколько стоит франшиза?
По оценкам EMTG, в целом по России инвестиционный потенциал в бизнес по франшизе выглядит следующим образом: 30 процентов предпринимателей готовы инвестировать менее 3 млн рублей, 28 процентов — до 10 млн, 13 процентов — до 35 млн и 8 процентов — более 35 млн рублей. Еще около 20 процентов пока не определились с размером инвестиций. «Большинство россиян приходят во франчайзинг с собственными накоплениями, многие занимают на открытие точки у друзей, родственников, достают деньги из-под матраса»,— говорит Екатерина Сойак.
Напрямую на франчайзинговый бизнес российские банки кредиты практически не дают. Эксперты считают: если бы решилась хотя бы проблема с кредитованием франчайзеров и франчайзи и им стали давать займы под адекватный процент, число малых предприятий в стране резко бы возросло. «Сейчас часть предпринимателей идут на хитрость: берут обычный потребительский кредит и используют его для покупки франшизы, но это несерьезно, если мы хотим реально развивать сегмент МСП в стране»,— говорит Екатерина Сойак.
Что касается стоимости бизнеса по франшизе, то, например, на открытие кофейни известного бренда предпринимателю понадобится от 5 до 7 млн рублей. Срок окупаемости бизнеса примерно два года. Паушальный взнос на открытие медицинского офиса в среднем составляет от 700 тысяч до 900 тысяч рублей в зависимости от формата и региона. Срок окупаемости от полутора лет. В сфере услуг инвестиции начинаются от 1,5 млн и до 10 млн рублей в зависимости от формата. Покупка франшизы в сфере розничной торговли обойдется в 5–15 млн в зависимости от формата и объема товаров, которые нужно закупить.
«Компании, которые специализируются на продаже фастфуда и быстрой недорогой еды, развиваются неплохо, и франшизы здесь хорошо продаются. В ближайшее время каких-то серьезных изменений в этом сегменте не предвидится»,— говорит Екатерина Сойак. По ее словам, «неважно идут дела в сфере розничной торговли» — у продавцов одежды, товаров для дома и т.п. «Три прошлых года были для них очень тяжелыми — сильно упала выручка, серьезный удар нанес валютный скачок»,— говорит госпожа Сойак. А вот в сфере услуг франчайзинг активно развивается уже третий год подряд. Успешны обучающие предприятия, концепции, связанные с досугом, активным отдыхом, детскими развлечениями. Что касается медицинской ниши, на сегодняшний день она представлена в основном лабораторно-диагностическими центрами. До кризиса это был прибыльный быстро растущий сегмент, куда пришло огромное количество игроков. «В итоге сейчас эта ниша перенасыщена. Кроме того, в сектор платных медицинских услуг пришло государство, и частным лабораториям сейчас приходится конкурировать не только между собой, но и с госклиниками, что очень тяжело»,— заключила Екатерина Сойак.
Не нарваться на фейк
Генеральный директор компании «Франкон», основатель каталога франшиз Franshiza.ru Нина Семина уверена: каждый потенциальный франчайзи обязан знать, какие подводные камни могут ждать его при покупке франшизы. Предприниматель может нарваться на фейк. Например, на франшизу, которая создана только для продажи, и опыта ведения такой формы бизнеса у франчайзера нет, а его главная цель — продать как можно больше франшиз, заработать денег и закрыться. Также франшиза может быть создана на убыточном бизнесе, где франчайзер старается заработать на продаже франшиз и намеренно завышает показатели компании. Также бывают лжефраншизы известных международных брендов (чаще всего похожих до степени смешения), когда франчайзи ошибочно думает, что он работает с мастерфранчайзи международного бренда. Либо можно нарваться на франшизу-аутсайдер, когда продано много франшиз, но поддержку франчайзер им не оказывает. В результате много франшизных предприятий закрывается, но франчайзер создает положительный имидж путем размещения отзывов довольных франчайзи и очень активно продолжает продажу франшиз. «Чтобы не нарваться на одну из таких франшиз, перед покупкой нужно тщательно проверять информацию о франчайзере, изучать отзывы о его работе, смотреть, есть ли он в реестре Роспатента по регистрации товарного знака, самостоятельно находить и общаться с действующими партнерами сети, а также внимательно изучать договор перед подписанием»,— заключила Нина Семина.