Аэропорт предварительного заключения
Россиянин просит МИД РФ выяснить, почему в Каире его сутки держали в стерильной зоне
Российский бизнесмен и путешественник Дмитрий Жихарев обратился к министру иностранных дел Сергею Лаврову с просьбой выяснить, по какой причине он был задержан в международной зоне аэропорта Каира и помещен в тюрьму с пыточными условиями. Жалоба россиянина также направлена в МВД Египта, сообщили “Ъ” в посольстве Египта в Москве. По словам бизнесмена, в тюрьме помимо него находились граждане разных стран, которым не позволяли связаться с родственниками и посольствами.
Как стало известно “Ъ”, бизнесмен и путешественник Дмитрий Жихарев направил по почте обращение на имя главы МИД России Сергея Лаврова. Он просит поручить консульской службе МИДа разобраться в истории его задержания в Египте и добиться разъяснения причин этого от правоохранительных служб страны. В августе путешественник Михаил Ронкаинен опубликовал на своем Youtube-канале интервью с Дмитрием Жихаревым, в котором тот рассказал о деталях задержания. Господин Жихарев также путешественник, побывавший в 112 странах мира. В мае этого года его команда завершила автомобильную экспедицию, объехав по побережью Африку от Марокко через ЮАР до Египта и вернувшись в Москву. 3 августа господин Жихарев снова прилетел в Каир, чтобы забрать оставшийся в стране автомобиль. На паспортном контроле ему предложили пройти с сотрудником аэропорта. По его словам, он оказался в комнате с полицейскими, однако там ему ничего не объясняли. С визой у него не было проблем — ее выдало посольство Египта в Москве. «Рядом со мной сидела семья из Марокко с французскими паспортами, они пояснили, что находятся тут вторые сутки»,— рассказал “Ъ” господин Жихарев. После очередной попытки выяснить, что происходит, он оказался в комнате с зарешеченными окнами, в которой находилось больше 20 человек.
«Эти люди находились тут больше двух недель. А один узбек — месяц. Им не разрешали связываться с родственниками и не вызывали к ним представителей посольств их стран»,— вспоминает путешественник.
Условия в тюрьме он назвал пыточными: круглосуточно горел свет, спальных мест было меньше, чем сидельцев, из удобств был лишь унитаз, из которого можно было при желании попить воды. Раз в день людям приносили мешок жестких лепешек. Зато за деньги можно было купить нормальную еду и бутылки с водой по пять долларов за штуку. «Помимо иностранцев там был египтянин, который возвращался с чемпионата мира по футболу в Москве. У него с собой было только 100 рублей, и он пытался их у меня обменять, чтобы что-нибудь купить»,— говорит господин Жихарев.
Спустя почти сутки россиянин понял, что и он может застрять тут надолго. Тогда он скрутил и разорвал жестяную банку из-под газировки, которая была в его рюкзаке. Вызвав охрану, он заявил, что вскроет себе вены, если его не выпустят. «4 августа в три часа меня вытащили из камеры и проводили до самолета авиакомпании Aegean. Оказалось, что Египет купил мне билет на самолет. В Афинах меня встретили местные сотрудники безопасности. У них был мой паспорт. Они также не знали, по какой причине я был задержан»,— говорит господин Жихарев. Из Афин ему самостоятельно пришлось добираться в Москву.
Глава информационного бюро посольства Египта Айман Муса Мустафа рассказал “Ъ”, что после возвращения в Москву Дмитрий Жихарев приходил в информбюро посольства Египта. Насколько известно господину Мустафе, россиянин находился не в тюрьме, а в специальной зоне аэропорта, где содержатся личности, вызвавшие подозрения на границе. По словам представителя посольства, россиянин «был задержан на несколько часов». Как пояснил дипломат, официальную причину задержания нужно выяснять в МВД Египта. Господин Жихарев подал жалобу и официальный запрос в министерство. Его письмо было передано в посольство Египта в России и отправлено в компетентные органы Египта. Также господину Жихареву сказали, что, если он хочет, он может подать заявку на получение визы в посольство Египта в Москве. Глава информбюро подчеркнул “Ъ”, что у Египта и России существуют особые теплые отношения, особенно между двумя народами, и инцидент с господином Жихаревым никак не может быть связан с его гражданством.
Источник в дипломатических кругах отметил в беседе с “Ъ”, что задержание могло быть связано с большим количеством виз африканских стран в трех действующих загранпаспортах россиянина.
Однако господин Жихарев указывает, что в мае этого года египетские спецслужбы никак не реагировали на его документы, когда он был в Каире. Стоит отметить, что среди мест, интересующих россиянина в Африке, есть кусок пустыни, размером с Москву, граничащий с Египтом и Суданом. С начала ХХ века эта территория никому не принадлежит. В 2014 году господин Жихарев вместе с другом приехал сюда и установил российский «временный» флаг, назвав землю Королевство Средиземье и объявив себя королем. Тогда же выяснилось, что на эту территорию претендует фермер из штата Виргиния, США, который утверждает, что первым поднял тут флаг. Однако Дмитрий Жихарев сомневается, что американец был в этой пустыне. Впрочем, он также не считает, что египетские власти могли его задержать из-за Средиземья. «Я не въезжал в королевство с территории Египта. Всегда через Судан. Со стороны Судана мы всегда едем на границу с иммиграционным офицером, который ставит штамп о выезде. Может быть, египтянам не нравилось, что я часто в Судан езжу?» — предположил господин Жихарев.
Между тем путешественник решил не бросать своих каирских сокамерников. «Там каждому, кто выходит, дают записки с именами, в надежде, что он отнесет их в посольство. Но никто не мог подумать, что я так быстро оттуда выйду. А я общался лишь со шведом и узбеком»,— говорит господин Жихарев. Швед был по происхождению из Ирана, владелец недвижимости в Шарм-эш-Шейхе, возвращался в Европу домой. Узбек летел через Каир транзитом в Канаду, где его ждали на работу, вез с собой $7 тыс. Деньги у него отобрали и на них выдавали ему еду и воду. Господин Жихарев поясняет, что посетил в Москве посольства Швеции и Узбекистана и сообщил о каирских узниках. В середине августа он снова пришел в посольство Узбекистана, и ему сообщили, что их земляк — Джахонгир Останакулов вернулся на родину. Господин Жихарев смог связаться с ним. «Он звал на плов в Самарканд. Рассказал, что шведа освободили через четыре дня после моего отъезда. Его родители были в шоке от того, что их сын исчез на месяц»,— говорит путешественник. По его словам, узбек рассказал, что его вывозили с завязанными глазами на суд, а потом заставили его купить билет на самолет, причем изъятые деньги вернули лишь перед посадкой. В посольстве Узбекистана в Москве приняли запрос “Ъ”, но пока не успели ответить, сославшись на отпускной период.
Путешественник намерен обязательно выяснить причины задержания людей в аэропорту Египта. Тогда ему твердили одно — «это вопросы безопасности».
«Если это вопрос безопасности Египта, то почему задерживали тех, кто выезжал из Египта? Почему задерживали транзитников? На каких основаниях вообще, если это международная, стерильная зона? Получается, что любой может приехать в Каир и оказаться в этой тюрьме. Человек просто пропадает, ведь в страну он официально не въезжал»,— говорит господин Жихарев. Он намерен добиться официального ответа от властей Египта.
Ранее россияне уже оказывались в тюрьме на территории каирского аэропорта. Весной там сидели 17 дагестанцев, в том числе женщины. Их подозревали в связях с ИГИЛ (террористическая организация, запрещена на территории РФ). Часть были задержаны 12 марта, остальные — 23 марта. В мае в департаменте информации и печати МИД России сообщили “Ъ”, что власти Египта в течение полутора месяцев официально не информировали посольство России в Каире о задержании соотечественников. Впоследствии дагестанцы были освобождены, но их отпустили лишь после того, как их родственники смогли купить им билеты на самолет. 9 мая 2016 года в этой же камере оказались двое российских путешественников Артем Киракозов и Александр Панов, которые пытались доплыть на резиновой моторной лодке до Мадагаскара. В аэропорту Каира их задержали из-за проблем с визами. Россияне были освобождены только через восемь дней. «Я также знаю, что в этой же тюрьме был житель Самары. Сейчас разыскиваю его»,— говорит господин Жихарев.
Согласно данным иностранной прессы, в аэропорту Каира задерживаются граждане, связанные с политикой. Согласно каирскому информационному порталу MadaMasr, с 2011 по 2016 год в египетских аэропортах были задержаны более 550 человек. Это были политики, правозащитники, журналисты, представители сфер культуры, социальных движений и религиозной деятельности. Больше половины это египтяне, остальные — иностранцы. Например, в 2014 году на пограничном контроле была задержана направлявшаяся в сектор Газа Медея Бенджамин, активистка из Сан-Франциско, сооснователь организации Code Pink, выступающей против военных действий. Когда ее попытались посадить на обратный рейс в США, она начала сопротивляться. Позже ее отправили на самолете в Стамбул. Официальные власти тогда заявляли, что госпожу Бенджамин не депортировали, а убедили сесть на самолет.
В этом году СМИ также сообщали о случаях задержания в аэропорту Каира иностранцев. В начале июля агентство Reuters сообщило о задержании 24-летней туристки из Ливана, выезжающей домой. Девушка разместила в Facebook видео, в котором жаловалась на приставания со стороны египтян, проблемы с питанием в ресторанах в священный для мусульман месяц рамадан, а также на кражу у нее денег. Каирский суд признал ее виновной в распространении ложных слухов, оскорблении религии и непристойностях и приговорил к восьми годам тюрьмы.