Блюда на «Рапире»
Компания запустит в Донецке пищекомбинат за 800 млн рублей
Как стало известно „Ъ-Юг“, в Донецке Ростовской области компания «Рапира» в 2019 году начнет строительство предприятия по производству и охлаждению готовых блюд. Объем инвестиций в проект составит порядка 800 млн руб. Производитель планирует продавать продукцию в кафе, санатории, автозаправочные комплексы, а также в государственные учреждения. По мнению аналитиков, это перспективный рынок с большой емкостью. Одним из факторов риска проекта могут стать высокие расходы на логистику и снижение реальных доходов населения.
В городе Донецке Ростовской области ООО «Рапира» в 2019 году планирует начать строительство предприятия по производству и охлаждению готовых блюд, сообщил „Ъ-Юг“ руководитель проекта «Рапира» Сергей Букеев. Проектно-сметную документацию компания планирует подготовить в первом квартале следующего года. На участке, который принадлежит инвестору на правах собственности, планируется построить мощности по заготовке и переработке овощей, фруктов и другого сырья и их охлаждению, а также пищекомбинат. Совокупная площадь предприятия составит около 20 тыс. кв. м, из которых 14 тыс. кв. м займут склады. В номенклатуру производства будут входить супы, макаронные изделия, мясо, птица, гарниры, блюда из творога и яиц. Мощность предприятия составит 200–400 тыс. порций в сутки. Объем инвестиций в проект составит около 800 млн руб.
Отметим, что предприятие планируется запустить на территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) Донецка вместо текстильной фабрики, от строительства которой «Рапира» отказалась из-за проблем с водоснабжением (подробнее см. „Ъ-Юг“ №156 от 30 августа).
«Мы обладаем уникальной технологией заморозки еды, основанной на методе акустической заморозки AEF, которая позволяет долго сохранять вкус и текстуру продуктов. Ряд блюд мы сможем хранить до года»,— сказал „Ъ-Юг“ господин Букеев. Охлажденные блюда инвестор планирует поставлять на предприятия сегмента HoReCa (отели, санатории, рестораны, бары). Сейчас также идут переговоры о будущих поставках продукции в сети заправочных станций «Лукойл». «Также мы видим перспективу в доставке готовой еды на дом. Кроме того, мы готовы поставлять комплекты готового питания для рабочих-вахтовиков, а также в армию»,— говорит господин Букеев. Поставлять продукцию ритейлерам инвестор не планирует.
Эксперты в целом положительно оценивают перспективы проекта. По данным ИЦ Euroresearch & Consulting, в среднем за последние годы потребление замороженной продукции на душу населения в России составило порядка 14 кг (для сравнения: в США уровень потребления составляет 57 кг на человека, а в ЕС — 25 кг). В ТПК «Вилон», одном из крупнейших производителей замороженных готовых блюд в России, отмечают, что потенциал у этого рынка большой. Так, по оценкам этой компании, емкость рынка может превышать 700 млрд руб., включая категории замороженного хлеба, овощей и фруктов, мясных полуфабрикатов, готовых блюд.
«Современный ритм жизни все меньше времени оставляет на традиционное приготовление еды дома, особенно жителям мегаполисов. Готовые замороженные блюда в такой ситуации оказываются кстати. К такой категории продуктов в последнее время все больше доверия — современные технологии позволяют приготовить блюда с сохранением всех вкусовых и питательных свойств. Кроме того, активно развивается HoReCa, направления специализированного питания»,— сказал „Ъ-Юг“ представитель компании. К основным негативным факторам на рынке он отнес снижение реальных доходов населения и ужесточение ценовой конкуренции. «На отрасли негативно сказывается рост сырьевой себестоимости и расходов на логистику, в частности рост цен на топливо»,— пояснил он.
По мнению аналитика ГК «Финам» Алексея Коренева, серьезных рисков для запуска предприятия нет, так как этот сегмент пищевого производства представлен в стране пока относительно слабо, конкуренция на этом рынке не слишком высока, а спрос растет ускоренными темпами. По мнению эксперта, трудности может вызвать продвижение продукции. «Непонятной для многих производителей остается и маркетинговая сторона вопроса: не у всех есть понимание и опыт, как продвигать такую продукцию, какова именно целевая аудитория и какие у нее особенности логистики и сбыта»,— отмечает Алексей Коренев.