Избирательные нововведения сочли вредными
Независимые наблюдатели не смогут проконтролировать дачное голосование
Сообщество независимых наблюдателей и члены московских избирательных комиссий в преддверии единого дня голосования опубликовало заявление, в котором раскритиковало нововведения на сентябрьских выборах. Так, проект «Мобильный избиратель», по их мнению, может оставить дополнительные участки без наблюдения, а голосование по месту нахождения допустит возможность делать это многократно. Наблюдатели отмечают, что, если раньше нарушения происходили в сам день выборов, сегодня они сконцентрировались на ранних этапах кампаний.
Заявление подписали участники проектов «Гражданин наблюдатель», «Росвыборы», «Голос» и «Сонар», а также члены московских участковых и территориальных избирательных комиссий (УИК, ТИК), которые относят себя к единому наблюдательскому движению, сложившемуся в Москве в 2012 году. Авторы письма соглашаются с тем, что схемы фальсификаций 2011–2012 годов в Москве уже практически не встречаются, однако ряд изменений в законодательстве за последние годы «привел к невозможности проверить честность и законность некоторых этапов выборов». В частности, речь идет о возможности голосовать по месту нахождения, а не по месту регистрации.
Авторы письма напоминают, что по существующему законодательству познакомиться со списками избирателей наблюдатели и члены комиссии могут только на своем УИК/ТИК, а скопировать их и сравнить со списками на других участках — нет. «Таким образом, отсутствует прозрачная система сверки списков избирателей и, как следствие, существует фактическая (техническая) невозможность для наблюдателей проверить и предотвратить многократное голосование одного и того же лица на разных участках»,— говорится в письме. По данным наблюдателей, примеры многократного голосования были замечены на выборах президента в марте.
Раскритиковали наблюдатели и проект «Мобильный избиратель», позволяющий москвичам проголосовать на дополнительных участках в Подмосковье и других областях.
По мнению авторов письма, отдаленность большого числа участков (всего их 209) затруднит организацию наблюдения, особенно с учетом фактической невозможности проверки составленных на таких участках списков.
Напомним, «Мобильный избиратель» был придуман ради дачников, которые 9 сентября могут предпочесть работу на своих угодьях выборам. Наблюдатели предлагают вместо введения дополнительных участков перенести единый день голосования с сентября на октябрь «или другой период немассовых отпусков».
Беспокойство авторов вызвало также намерение организаторов выборов отказаться от выборочного ручного пересчета голосов на участках с использованием КОИБов. «Наблюдатель может проверить только количество избирателей, опустивших бюллетень в КОИБ. Правильно или нет, считает КОИБ, проверить можно только при контрольных выборочных пересчетах»,— говорится в письме. Кроме того, наблюдатели раскритиковали использование на выборах муниципального фильтра и недопуск оппозиционных кандидатов, отметив, что «часть москвичей в принципе не найдут в списках своего кандидата».
Движение «Сонар» ранее опубликовало отдельное заявление по поводу единого дня голосования. В «Сонаре» решили напомнить избирателям о возможности испортить бюллетень, чтобы таким образом «выразить недоверие политикам, устраивающим неконкурентные перевыборы себя». «Тактика игнорирования голосования равнозначна делегированию выбора административно зависимому электорату. Недействительные бюллетени влияют на итоги голосования. Они учитываются, считаются отдельно и вносятся в специальную графу итоговых протоколов комиссий. Чем больше таких бюллетеней, тем меньше процент, который по итогам выборов получат кандидаты»,— разъяснили в «Сонаре». Наблюдатели отметили также возможность проголосовать по собственному желанию для тех, кого работодатели незаконно принуждают принимать участие в выборах.
Представитель «Сонара» Дмитрий Нестеров отмечает, что после 2011–2012 годов, когда «выборы массово фальсифицировались, у граждан проснулся интерес к наблюдению, которое сосредоточилось на едином дне голосования», и именно из-за этого нарушения сместились на более ранние этапы кампаний. «Либо речь идет о несоотносимых финансовых и медийных ресурсах кандидатов от власти и их конкурентов, либо просто в отсечении сильных кандидатов,— сказал “Ъ” господин Нестеров.— В Москве развернулся худший сценарий неконкурентных выборов: коммуниста Андрея Клычкова как бы на повышение отправили губернатором в Орловщину, Гудкова и Яшина не допустили через муниципальный фильтр. Теперь нет конкурентов ни сильных, ни критикующих, ни медийно известных».