Бизнес на доверии
Представители франчайзинговых компаний — о ситуации на рынке
Представители франчайзинговых компаний из разных сегментов рынка рассказали, как кризис и ухудшение экономической ситуации в стране повлияли на развитие их сетей, сколько денег они берут за вход в свой бизнес и как выстраивают отношения с партнерами-франчайзи
Общественное питание
Максим Трубников, руководитель департамента франчайзинга группы компаний «Шоколадница»
Экономическая нестабильность в стране сыграла на руку нашей компании: люди хотят вкладывать в безопасный бизнес, уже зарекомендовавший себя на рынке, поэтому число желающих приобрести нашу франшизу растет. В ее стоимость входит паушальный взнос за кофейню площадью от 10 до 15 кв. м — 250 тысяч рублей, за кофейню от 60 до 100 кв. м — 500 тысяч рублей, за кофейню от 100 до 200 кв. м — 2,5 млн рублей. Его уплачивают за возможность пользоваться торговой маркой «Шоколадница», рецептурой наших блюд, проходить обучение в компании, пользоваться консультациями ее специалистов по выбору локации заведения, строительству, закупке технологического оборудования, выбору персонала и правильных маркетинговых акций и т.д. Также мы берем с франчайзи ежемесячное роялти — 7 процентов от оборота, вне зависимости от площади заведения. Еще при открытии кофейни потребуются инвестиции в ремонт помещения, оборудование, персонал и т.д. Они также зависят от формата кофейни и могут составить от 1,5 до 13 млн рублей. Перед заключением контракта мы тщательно проверяем деловую репутацию наших потенциальных франчайзи, общаемся с ними лично. Выбор партнера — ключевой фактор успеха в нашем деле. Процесс переговоров с потенциальными франчайзи занимает от месяца до года.
Розничная торговля
Анастасия Василькова, директор по развитию ТМ Choupette
В первую очередь кризис ударил по рознице и заставил закрыться компании, которые чувствовали себя на рынке нестабильно. Через год после начала кризиса закрылись и наши слабые партнеры — франчайзи. Сеть Choupette сократилась. Однако после их ухода она стала сильнее, более цельной, более репрезентативной и соответственно стала показывать лучшие результаты. В течение трех последних лет Choupette сначала вернула свое первоначальное число магазинов, а затем и увеличила их.
Открытие франшизы Choupette требует 3–3,5 млн рублей инвестиций. В эту сумму входят паушальный взнос, оформление магазина, покупка мебели, закупка товара, затраты на косметический ремонт и др. Срок окупаемости от 6 месяцев до года. Паушальный взнос у нас — 130 тысяч рублей. Это в основном плата за использование товарного знака. Франчайзи получает почти готовый бизнес с полным пакетом стандартизированных процессов для открытия магазина, а также возможность обучить свой персонал в нашем университете Choupette. Отношения с франчайзи — это основа развития нашего бизнеса. В основном к нам приходят люди, которые не имеют опыта управления магазинами и вообще в ритейле, и наша задача их обучить.
Сфера услуг
Виталий Курбатов, директор департамента франчайзинга Федеральной компании «Этажи»
Кризис в 2014 году не повлиял на развитие нашей франчайзинговой сети. Мы выполнили годовой план по открытиям, а средний годовой темп прироста филиалов остался на докризисном уровне.
На падении выручки сети кризис сказался лишь в 2015 году. В 2016 году прирост по выручке стабилизировался, и уже в конце года начался рост, который продолжается и сегодня.
Инвестиции в нашу франшизу в среднем равны 3–4 млн рублей. Именно столько нужно для запуска полноценного проекта в городе с населением около 300 тысяч человек. В эту сумму входят затраты на технический запуск и открытие франшизы (оборудование офиса, закупка техники, наем и обучение персонала) — примерно 1,5–2 млн рублей. Еще 1–2 млн рублей — сумма на покрытие операционных убытков до выхода на прибыль (наступает примерно на восьмом месяце работы). При этом для действующего агентства недвижимости вход в бизнес составит лишь около 700 тысяч рублей. Роялти — 4 процента от выручки. Паушального взноса у нас нет, потому что еще в 2012 году, в самом начале франчайзингового пути компании, мы определили главную цель — не заработать на открытии франчайзинговых точек, а построить сильную, крепкую и эффективную сеть.
Фэшн-ритейл
Алексей Козловский, управляющий директор направлений Франчайзинг и Опт Tom Tailor в России и СНГ
Текущая ситуация в экономике, снижение покупательной способности потребителей и повышение их чувствительности к цене не могли не отразиться на нашем бизнесе. Сегмент фэшн-ритейл особенно остро реагирует на данные факторы, так как не входит в группу товаров первой необходимости. Тем не менее мы продолжаем поддерживать высокие темпы развития. В этом году мы уже открыли 10 франчайзинговых магазинов в России, Белоруссии и Украине и планируем открыть еще 10 до конца года. На данный момент работает 128 магазинов Tom Tailor, из них 57 собственной розницы (в 17 городах по всей России) и 71 франчайзинговых (в 62 городах России и СНГ). У нас нет ни паушального взноса, ни роялти. Мы зарабатываем, только когда магазин партнера стабильно работает. Размер вложений для запуска по нашей франшизе — около 5–7 млн рублей, включая первую закупку товара. Мы также соинвестируем в торговое оборудование до 2 млн рублей, что облегчает нашим партнерам вход в бизнес. Выбор партнера для нас — это залог будущего успеха, поэтому мы подходим к этому вопросу со всей серьезностью. Мы используем классические методы проверки франчайзи в части безопасности, финансовой стабильности и наличия других подводных камней.
Обучение
Руслан Баширов, CEO и совладелец проекта «Чемпионика»
Сфера детского спорта — одна из немногих, которая растет даже в кризис. Последнее, на чем будут экономить современные родители,— здоровье и развитие детей. Только за последние три года нам удалось охватить более 100 городов в России и ближнем зарубежье. Во франчайзинговый пакет мы включили все элементы, необходимые футбольной школе,— это качественная тренировочная методика и продукт; обучение тренеров; бизнес и IT-поддержка; маркетинговые материалы; фирменный инвентарь и прочее. Стоимость паушального взноса варьируется от 180 тысяч до 580 тысяч рублей. Помимо этого мы рекомендуем закладывать еще примерно 150–300 тысяч рублей общих инвестиций. Сюда входит закупка инвентаря; реклама; первичная аренда помещений; зарплата для тренерского состава и прочие расходы. Ежемесячная оплата роялти зависит от размера города и составляет от 10 до 20 тысяч рублей. До заключения договора каждый из франчайзи проходит очное знакомство с представителями «Чемпионики». В истории компании есть случаи, когда франчайзи решали продолжить работу в сфере детского футбола вне франшизы и открывали школы под собственным именем. Но чаще всего такие школы существуют недолго. В первую очередь потому, что лишаются поддержки, которую мы оказываем как управляющая компания.