Банки не спешат сообщить о долге
Онлайн-банк и колл-центр должны заменить дорогие СМС
С 4 сентября банки обязаны информировать клиентов после каждой их покупки по кредитной карте о сумме долга и лимите по карте через СМС. Но, как выяснил “Ъ”, многие банки проигнорировали это требование закона. Не желая тратить дополнительные средства на СМС, они предлагают клиентам пользоваться онлайн-банком или обращаться в колл-центры. Сами граждане, недовольные этой практикой, могут отсудить у банкиров не более 500 руб. Однако если клиент обратится в ЦБ, банку грозит предписание или существенный штраф.
4 сентября вступило в силу требование закона «О потребительском кредите (займе)», по которому банки при совершении каждой операции клиента по кредитной карте обязаны информировать его не только о сумме трансакции, но и о лимите по карте и величине долга перед банком. Однако, как показал опрос “Ъ”, далеко не все клиенты банков, расплатившиеся кредиткой 4 сентября, получили СМС с дополнительной информацией. Изменения в сообщения внесли, например, ВТБ, «Ренессанс кредит», «Русский стандарт», ОТП-банк и Промсвязьбанк. Неизменными оказались СМС Сбербанка, Райффайзенбанка, Тинькофф-банка.
Причины не в технологических сложностях или необходимости вносить изменения в программное обеспечение. «Поправить текст рассылаемых СМС банк может за день, с технической стороны никаких проблем нет»,— отмечает зампред правления «Ренессанс кредита» Сергей Королев. Проблема в деньгах, говорит топ-менеджер банка из первой сотни: «СМС о покупке без указания лимита и долга перед банком — это одно сообщение, полный же текст — уже две СМС, то есть стоимость вдвое больше». Поэтому банки стали использовать более дешевые и удобные для себя способы информирования.
«Наши клиенты могут в любой момент посмотреть размер долга в онлайн-банке, он бесплатен в отличие от платного СМС-уведомления и доступен всегда»,— говорят в Райффайзенбанке. В Сбербанке также предложили воспользоваться мобильным банком, сервисом «Сбербанк-онлайн» или обратится в колл-центр. А в одном из крупных банков “Ъ” сказали, что просто забыли о новой норме, и пообещали выполнить ее до 20 сентября.
В ЦБ отметили, что порядок и способы доведения до сведения клиента информации (например, посредством телефонной связи, СМС, электронной почты) устанавливаются банком в договоре, заключаемом с клиентом. Однако, по словам правозащитников, публикация в онлайн-банке вряд ли в полном объеме удовлетворит потребность потребителя в оперативном получении информации, как этого требует закон. «Клиент может просто не пользоваться онлайн-банком, не знать об обновлении информации, пропустить ее,— отмечает руководитель проекта "За права заемщиков" Виктор Климов.— Если банки не хотят раздувать текст СМС, то могут хотя бы информировать об обновлении информации и давать ссылку, но чтобы клиент знал — что-то изменилось».
При этом, как считает глава региональной общественной организации защиты прав потребителей «Форт-Юст» Валерий Самохин, не стоит ожидать, что клиенты будут массово жаловаться на отсутствие предусмотренного законом информирования. По его словам, «максимум, что сможет получить потребитель с банка-нарушителя,— это 500 руб. компенсации морального ущерба, да и то по решению суда». Можно подать жалобу в Роспотребнадзор, продолжил эксперт, но и там для банка максимальный штраф — 10 тыс. руб. Зато в Банке России готовы принимать жалобы граждан. Там заверили, что исполнение банками обязанности информирования клиентов «будет контролироваться», в частности, в рамках поведенческого надзора по результатам рассмотрения обращений граждан. В случае выявления нарушений ЦБ может применить к банкам «как рекомендательные меры по устранению нарушений, так и более строгие, такие как предписание или штраф».