"Укрупнение необходимо для обеспечения стабильности"
Крупнейшая в мире судоходная компания Maersk обеспечивает более четверти российского внешнеторгового контейнерного оборота и прогнозирует стабильный рост на этом направлении. Генеральный директор Maersk Line Eastern Europe Жолт Катона перед отъездом во Владивосток на Восточный экономический форум ответил на вопросы BG о текущих тенденциях контейнерного рынка в мире и в России.
BUSINESS GUIDE: Насколько уверенно ощущает себя индустрия контейнерных перевозок в эпоху глобальных торговых войн?
ЖОЛТ КАТОНА: Обеспечение и облегчение торговли — это неотъемлемая часть нашего бизнеса, что способствует процветанию и развитию как на глобальном, так и на местном уровнях. Введение административных торговых ограничений в любой форме может весьма негативно повлиять на мировую торговлю. Отход от открытой, основанной на правилах системы глобальной торговли негативно скажется на экономической активности и занятости в тех отраслях и странах, которые зависят от доступа к международному рынку. Мы предостерегаем от любых таких шагов и призываем политических лидеров ответственно принимать взвешенные решения в интересах экономического развития во всем мире. В целом ограничительные меры уже негативно сказываются на объемах глобальной торговли.
В течение первой половины 2018 года администрация США ввела целый ряд пошлин и других торговых барьеров, в основном против Китая, но также и против Мексики, ЕС и других стран. Пока объемы торговли, затронутые недавним введением повышенных тарифов, невелики и составляют около $160 млрд — это 0,4% мировой торговли или 0,2% мирового ВВП. Влияние этих пошлин на глобальную торговлю неопределенно и зависит от того, насколько потребители смогут абсорбировать вызванный повышением тарифов рост цен, насколько США и их торговые партнеры смогут диверсифицировать свой импорт. Многое будет зависеть и от того, как повышение тарифов скажется на уверенности бизнеса, инвестициях и обеспечении цепей поставок.
Согласно независимым аналитическим исследованиям, в результате глобальная торговля может сократиться на 0,1-0,3%. Тем не менее двусторонняя торговля США и Китая может пострадать гораздо серьезнее: объемы контейнерного импорта в США из Китая могут сократиться до 4%, а китайский контейнерный импорт американских товаров может сократиться до 6%. С другой стороны, власти Китая и ЕС в июле договорились активизировать двустороннее торговое сотрудничество, инвестиции и защиты интеллектуальной собственности. Кроме того, недавно власти США и ЕС решили снизить накал торговых споров и попытаться устранить трансатлантические торговые барьеры и реформировать ВТО.
BG: Какова стратегия и тактика бизнеса Maersk в ситуации геополитической неопределенности?
Ж. К.: Мы следим за ситуацией и продолжаем уделять основное внимание операционной гибкости для адаптации к любым будущим изменениям в глобальных торговых потоках.
BG: Насколько изменилась конкурентная среда на глобальном контейнерном рынке после серии крупных банкротств, сделок M&A и создания альянсов?
Ж. К.: Спровоцированная низкой прибыльностью судоходных компаний консолидация достигла беспрецедентных темпов. 8 из 20 крупнейших игроков ушли с рынка за последние два года, при этом первая пятерка аккумулировала более высокую коллективную долю рынка, чем когда-либо прежде. Укрупнение необходимо для обеспечения стабильности, и до тех пор пока рентабельность отрасли не восстановится, дальнейшая консолидация представляется неизбежной.
В целом мы приветствуем консолидацию. Наша отрасль фрагментирована, и консолидация может помочь трансформировать наш бизнес на пользу нашим клиентам. Консолидация может открыть резервы эффективности постоянных и переменных издержек, что невозможно в рамках соглашений о совместном использовании судов (Vessel Sharing Agreement, VSA). Консолидация — это шаг навстречу цифровизации и улучшению работы с онлайн-покупателями как на уровне перевозчиков, так и на уровне отрасли в целом.
Стратегия нашей компании состоит в использовании нашей силы и размеров, чтобы быть глобальным интегратором контейнерной логистики, создавая самую эффективную, ориентированную на клиента и прозрачную транспортную сеть в мире — от производителя до потребителя. В основе нашей стратегии — обеспечение интересов клиента. Мы улучшаем сервис доставки за счет оптимизации маршрутной сети, сотрудничества Maersk Line и APM Terminals в области перевалки контейнеров, а также партнерства с другими перевозчиками в 2M Alliance и по соглашениям VSA.
BG: Какова текущая динамика фрахтовых ставок и каков ваш прогноз на следующий год?
Ж. К.: На рентабельность перевозчиков в значительной мере повлияли более высокие цены на бункерное топливо во втором квартале, и ситуация остается неудовлетворительной. Мы ожидаем, что в оставшуюся часть года рентабельность повысится благодаря низкой удельной стоимости перевозок и более высоким ставкам фрахта.
BG: Какова доля перевозок линейных сервисов Maersk через российские порты?
Ж. К.: С начала 2018 года до текущего момента доля Maersk Line на российском рынке составила более 26%.
BG: Какие основные тенденции на российском контейнерном рынке вы бы отметили?
Ж. К.: Российский контейнерный рынок продолжает демонстрировать существенный рост — около 11% с начала года. Несмотря на все глобальные экономические и политические проблемы, мы полагаем, что в целом объем внешней торговли России останется высоким в обозримом будущем.
BG: Чего не хватает российским морским терминалам, чтобы в них чаще заходили контейнеровозы Maersk Line?
Ж. К.: В течение десятилетий работы Maersk в России мы наблюдаем значительное улучшение портовой инфраструктуры. Поэтому мы бы не говорили, что есть какие-то ограничения на количество заходов наших судов в Россию по этой причине. Возможно, основными ограничениями остаются суровая зима и ежегодное замерзание северных российских портов. Воздействие этих факторов, впрочем, тоже сводится к минимуму благодаря нашему богатому опыту работы в зимних условиях и недавнему запуску серии специализированных фидерных судов ледового класса, задействованных на наших линиях в Балтийском море.
BG: Каких результатов вы ожидаете от пробного прохода Maersk по Северному морскому пути (СМП)?
Ж. К.: Пробный проход по СМП предоставит нам уникальную возможность получить опыт работы в новом районе и проверить работу судового оборудования в полярных условиях, навыки экипажа и эффективность береговой поддерживающей инфраструктуры. Важно подчеркнуть, что это испытание проводится для изучения совершенно нового маршрута контейнерных перевозок и сбора научных данных.
BG: При каких условиях такие рейсы могут стать регулярными?
Ж. К.: В настоящее время мы не рассматриваем СМП в качестве альтернативы нашим обычным маршрутам. Мы планируем новые линейные маршруты в соответствии с требованиями наших клиентов, учитывая направления торговых потоков и расположение основных центров производства и потребления. Тем не менее мы внимательно следим за развитием СМП. Сегодня переход по нему возможен только в течение трех месяцев в году, что может со временем измениться. Кроме того, мы также должны учитывать, что для прохода по СМП необходимы суда ледового класса, а это требует дополнительных инвестиций.