Скидка на возраст
Краевые депутаты планируют снизить транспортный налог на старые авто
Группа депутатов заксобрания Пермского края предложила откорректировать ставки транспортного налога, поступающего в региональную казну. Если инициатива будет поддержана, то владельцы малолитражек, выпущенных до 2004 года, получат скидку. И наоборот — ощутимо вырастет налог для новых машин, в первую очередь, с мощным двигателем. Эксперты говорят, что поддержка владельцев старых автомобилей не соответствует федеральному тренду, поддерживать надо владельцев новых, более экологичных. Авторы законопроекта, наоборот, заявляют о социальной справедливости, поскольку владельцы старых машин, по большей части, беднее.
Краевой парламент рассмотрит законопроект о внесении изменения в закон о транспортном налоге. Авторами документа значатся депутаты Илья Шулькин, Олег Постников, Татьяна Миролюбова, Юрий Борисовец, Александр Шалаев, Игорь Папков, Александр Шицын, Алексей Золотарев и Александр Борисов.
По расчетам краевых властей, транспортный налог является существенным источником доходов региона, так как распределяется между бюджетами муниципальных образований. «Реализация предложений по корректировке ставок позволит увеличить налоговый потенциал бюджетов оценочно на 413 млн руб. ежегодно»,— говорится в пояснительной записке к законопроекту. Предполагается, что закон вступит в силу 1 января 2019 года.
Согласно пояснительной записке, законопроект предлагает снизить ставку для значительной доли легковых автомобилей и существенно поднять для сверхмощных. «Ставки на территории Пермского края действуют с 1 января 2010 года, накопленная инфляция за этот срок составила около 82%»,— говорится в документе. Дополнительный аргумент касается возраста автомобилей: налог на старый, имеющий низкую рыночную стоимость, рассчитывается по аналогичной ставке, что и на новый. Таким образом, депутаты предлагают установить налоговые ставки в зависимости от мощности двигателя, категории транспортного средства и года выпуска в расчете на 1 л.с. Так, например, ставка на легковой автомобиль не старше пяти лет и мощностью до 100 л.с. составляет 25 руб. на 1 л.с. Для аналогичного автомобиля старше 15 лет ставка равна 20 руб. на 1 л.с. Для новых автомобилей мощностью 125–150 л.с. ставку предполагается установить на уровне 35 руб. на 1 л.с., для автомобилей возраста 5–10 лет — 34 руб., 10–15 лет — 33 руб. Для новых автомобилей с мощностью двигателя свыше 300 л.с. ставка составит 135 и 115 руб. для аналогичных авто старше 15 лет.
В данный момент в Прикамье ставки рассчитываются только по мощности двигателя. Так, для мощности до 100 л.с. ставка составляет 25 руб., от 100 до 150 л.с. — 30 руб., от 150 до 200 л.с. — 50 руб., свыше 250 л.с. — 58 руб.
Изменения коснутся также автобусов (повышение с 48 до 50 и 85 руб. в зависимости от мощности), мотоциклов и мотороллеров (повышение с 19 до 40 руб. для мощности свыше 75 л.с.), грузовых автомобилей (повышение с 58 до 85 руб. для мощности свыше 200 л.с.), снегоходов (15 и 30 руб. вместо 10 и 20 руб. для мощности до и свыше 50 л.с.), катеров, яхт, гидроциклов и воздушных судов.
Источник в краевой власти сообщил „Ъ-Прикамье“, что губернатор Максим Решетников в курсе инициативы. «Поправки в закон разрабатывались совместно с краевым минэком. Краевые власти эту логику поддерживают, потому что нагрузка для владельцев 45% машин в крае снизится, а для 17% не изменится. Это значит, что прирост налогов произойдет за счет выравнивания нагрузки: налог вырастет только для владельцев дорогих и сверхмощных авто. Логично предположить, что сообразно стоимости автомобиля они налог потянут. Более чем для 50% автомобилей старше пяти лет (а в Пермском крае это самый большой сегмент авто) ставка налога даже снизится. Самое важное, что все льготы по транспортному налогу сохраняются»,— отметили в краевом правительстве. По данным минэка, число мощных автомобилей, которых затронет повышение, составляет 2% от автопарка.
По сути, депутаты сами согласились платить больше за свои автомобили, считает источник в краевой власти.
Предлагаемые изменения идут вразрез с федеральными трендами, уверен директор Института транспортного планирования Российской академии транспорта Михаил Якимов. Он сообщил, что еще год назад власти страны задумались над ограничениями на передвижение в центре городов автомобилей в зависимости от их экологического класса. «Настораживает введение дифференциации по году выпуска. В обосновании изменений — снижающаяся цена автомобиля. Но транспортный налог — это не акциз и не налог на роскошь, он играет восстановительную функцию расходов на инфраструктуру. А старые автомобили расходуют ее сильнее новых. С научно-техническим прогрессом экологический класс повышается, а города, наоборот, стремятся эксплуатировать автомобили с высоким экологическим классом. С этой позиции в Пермском крае наблюдается противоположный вектор, предусматривающий преференции владельцам старых автомобилей. Может случиться, что люди будут отдавать предпочтение автомобилям с низким экологическим классом, что противоречит фундаментальной концепции развития городов»,— пояснил господин Якимов.
В том, что жители Прикамья будут охотнее приобретать старые автомобили, усомнился директор консалтингового агентства Detkin&Co (в прошлом — директор по продажам холдинга «Уралавтоимпорт») Алексей Деткин. «Экономия при налоге за старый автомобиль менее 100 л.с. в сравнении с новым составит в год около 500 руб. Это чуть больше 10 л бензина или две-три чашки кофе. Не думаю, что отклик людей на эту меру будет особо позитивным. Да, для мощных автомобилей повышение будет существенным, но в сравнении со стоимостью такого автомобиля — уже неощутимым. Тем более что дилер при продаже такого автомобиля может дать скидку в 1% или сделать какой-то подарок. В любом случае, люди, способные приобрести мощный автомобиль, разницы не почувствуют, а смысла покупать мощный и старый автомобиль — нет, потому что его механизм уже изношен и требует дорогостоящего ремонта. Снижение стоимости 1 л бензина на 1 руб. было бы более ощутимо, чем корректировка налога»,— заключил господин Деткин.
Один из авторов законопроекта депутат заксобрания Александр Борисов подчеркнул, что снижение налога для владельцев маломощных автомобилей «не приурочено ни к каким событиям». Парламентарий уточнил, что вопрос о корректировке налога поднимался еще два года назад. «Инициатива направлена на послабление для транспортных средств, имеющих большой срок эксплуатации. Мы же понимаем, кто является пользователем автомобилей, бывших в употреблении, — люди с меньшим достатком, те, кто не может позволить себе новый автомобиль»,— пояснил господин Борисов. Он также усомнился, что повышение налога для автобусов отразится на тарифе в общественном транспорте. «Если транспорт муниципальный, то это уже прерогатива местной власти — вопрос субсидий или другие меры. А частные перевозчики понимают, что если техника новая, то налог снижается»,— добавил господин Борисов.