Работа в пользу бедных
Мониторинг рынка труда
Количество низкооплачиваемых работников за последние несколько лет в России сократилось, но их доля в структуре занятых все еще остается существенной — такие данные приводят в своей работе эксперты ВШЭ Владимир Гимпельсон, Ростислав Капелюшников и Анна Шарунина. Основой для исследования стали данные Российского мониторинга экономического положения и здоровья населения за 2002–2016 годы.
В исследовании в категорию низкооплачиваемых попали те, кто зарабатывает менее 2/3 от медианной часовой ставки зарплаты по экономике в целом. Если в 2002 году к таковым можно было отнести около 30% работающих, то в 2016-м их было менее 25%. В результате сейчас, по данным исследования, примерно каждый десятый занятый имеет часовые заработки в интервале между 1/2 и 2/3 медианного значения и примерно столько же — в интервале между 1/3 и 1/2. Такая доля низкооплачиваемых работников соответствует уровню Латвии и Румынии — стран с сопоставимым с российским ВВП на душу населения. В то же время в Великобритании, Ирландии и Германии, несмотря на высокий уровень подушевого ВВП, доля низкооплачиваемых работников выше — что может указывать на зависимость этого показателя от модели рынка труда как таковой. В среднем в странах Евросоюза доля таких работников составляет около 17% — от 3% в Швеции до 28% в Эстонии.
Оценивая социально-демографические характеристики работников с низкой оплатой, авторы исследования говорят прежде всего о «недостаточности человеческого капитала и узости локальных рынков труда». Так, для мужчин вероятность низкой оплаты оказывается на 16 процентных пунктов (п. п.) ниже, чем для женщин. Высшее образование снижает вероятность низкой оплаты (по сравнению со средним профессиональным) на 19 п. п., а возраст старше 55 лет повышает ее на 9 п. п. (по сравнению с группой моложе 35 лет). Проживание в сельской местности дает прирост на 20 пунктов по сравнению с крупными городами. Шансы иметь низкую оплату у занятых в промышленности и строительстве ниже на 26–27 пунктов, чем у работающих в сельском хозяйстве. В то же время никакая отдельно взятая характеристика работника (высшее образование, высококвалифицированная профессия) не может полностью нивелировать риск попасть в категорию низкооплачиваемой занятости, отмечают в ВШЭ.