Биполярность без расстройства
Татьяна Алешичева о «Джеке Райане»
Сервис Amazon показал первый сезон сериала о приключениях героя романов Тома Клэнси агента ЦРУ Джека Райана с повесткой десятилетней давности, где разведка ловит зловещего террориста с Ближнего Востока, срисованного с бен Ладена
Выбор на роль хитроумного аналитика разведки актера Джона Красински, обладающего удивительной внешностью простодушного пупса с хорошо развитой мускулатурой, сразу задает определенный тон повествованию — все это похоже на сериал «Родина» в адаптированном пересказе для детей. Вместо сложной главной героини с биполярным расстройством, которая пытается совладать с тем же самым расстройством целого мира,— прямой как палка мультяшный супермен, чуждый рефлексии и привыкший всегда поступать правильно. Другое дело, что по легенде Джек Райан и должен шифроваться и изображать пентюха, который корпит над бумагами в офисе. Тем большим сюрпризом выглядят эпизоды, где начинается крутой замес, и вместо тихого аналитика в экшн-сценах расправляет плечи бывший морпех с боевым опытом, чудом выживший в Афганистане.
Анализируя банковские транзакции в ближневосточном регионе, Райан обнаруживает несколько подозрительных переводов на крупные суммы, которые наводят на мысль о террористической ячейке, сосредоточенной вокруг некоего Сулеймана (Али Сулиман). Новый начальник отдела по борьбе с терроризмом, где трудится Райан, человек трудной судьбы Грир (Венделл Пирс из «Прослушки») — бывший оперативник, сосланный в офис за то, что провалил полевое задание в тревожном регионе. Он смотрит на Райана, как солдат на вошь, не веря в его смекалку. Впрочем, подозрения Райана подтверждаются, и вот уже оба бывших солдата вместе летят в Йемен, где участвуют в допросе Сулеймана, и это становится началом прекрасной дружбы.
Но в тот момент, когда на базу совершается хорошо организованный налет и террористы отбивают своего главаря, становится заметно главное отличие нового шпионского боевика от все той же «Родины», в последние годы принимаемой критиками за эталон в своем жанре. Отсутствие рефлексии, сценарного «бубубу» и серьезной психологической прорисовки персонажей компенсируется здесь изобретательными, лихими сценами перестрелок, арестов и взрывов, да и сюжет нигде не стопорится на лишние разговоры. Райан и Грир то штурмуют парижское гнездо исламистов вместе с французским спецназом, то преследуют машину с террористом в заснеженных Альпах, то отбивают свидетеля у турецких контрабандистов, переправляющих сирийских беженцев в Европу,— боевых сцен тут вдоволь в каждой серии. И вдобавок прекрасно прописана линия Сулеймана — как в свое время было принято говорить о сериале «Семнадцать мгновений весны»: нам показали умного, интересного врага. Жена Сулеймана, обнаружив в бывшем романтическом воине созревшего душегуба, бежит из Сирии и тоже участвует в сложносочиненном сюжете. А сам этот сюжет, притом что он ладно скроен и довольно-таки умно сшит, повествует о судьбах мира с тем простодушием, на которое способна только поп-культура, которая — как известно со времен Зигфрида Кракауэра — представляет собой коллективный сон человечества, отражающий наш общий страх перед самими собой и тем, что нас ждет.
Геополитика штука сложная, и о каких-то корневых принципах, на которых основано нынешнее общественное мироустройство, нельзя просто так сказать, а можно только проговориться — в таких вот простодушных шоу. «Вы думаете, что вы хороший парень, а я плохой,— говорит Райану хозяин турецкого борделя, где трудятся беженки,— но будь вы на моем месте, еще неизвестно, чем бы вы занимались. Судьбу определяет география». В том же простецком ключе сериал толкует и о том, как становятся террористами: вот вам налет боевой авиации на мирную сирийскую деревню, в котором гибнет вся семья будущего душегуба Сулеймана. Они с братом остаются сиротами, воспитываются в приемной семье в Париже, где их всю дорогу гнобят холеные коренные из первого мира, и никакие блестящие способности и прекрасное образование не дают чужакам шанса преуспеть в этом закрытом обществе. На их долю выпадают сплошные унижения — впору пожалеть бедных крошек. Но они и сами в долгу у этого проклятого первого мира не останутся — вот и весь расклад.
Хотя нет, не весь. У первого мира тоже есть совесть, ее воплощением в сериале служит пилот Виктор (Джон Магаро) по прозвищу Могильный камень, управляющий следящим дроном,— с помощью таких дронов можно прицельно убивать на чужой территории подозреваемых в терроризме. Наубивавшись вдоволь, бедный парень пытается проиграть сотню долларов (по доллару за убийство на спор от коллеги) в казино, где ему страшно везет, подцепляет там странную пару, назвавшуюся Бланш Дюбуа и Стенли Ковальски, и те устраивают ему жутковатый вечер, который он не забудет никогда. Именно в этой сцене «Джек Райан» перестает быть простецким — вот так образы откуда-то из подкорки поп-культуры однажды придут к тебе и расскажут всю правду.
«Jack Ryan», Amazon Studios, 2018