Не читай город
Нижегородцы стали читать меньше бумажных книг из-за сокращения доходов
Нижний Новгород вошел в десятку самых читающих городов России, но при этом за год рухнул из первой тройки сразу на девятое место. Эксперты оценивают объем местной книжной розницы в 1 млрд руб., отмечая ежегодное снижение оборотов на 7–12%. Чтобы оставаться на плаву, розничные магазины открывают рядом с книжными отделами кафе или организовывают просветительские мероприятия.
Нижний Новгород за год снизил позиции в рейтинге самых читающих городов, заняв девятое место. Как сообщили аналитики независимого агентства Zoom market, по данным федерального социологического опроса в 2017 году Нижний Новгород входил в тройку лидеров по чтению. В исследовании эксперты ежегодно анализируют результаты 3 тыс. опрошенных респондентов по случайной выборке в 20 городах России. В этом году в первую тройку самых читающих городов вошли Екатеринбург, Москва и Ростов-на-Дону. Как рассказал коммерческий директор Zoom market Андрей Штыров, среди наиболее популярных жанров нижегородцы отметили классическую литературу, фэнтези и детективы, а среди менее востребованных — книги по саморазвитию и бизнес-литературу. «Большинство нижегородцев предпочитают читать книги в бумажном формате. Только 1,6% опрошенных жителей слушают аудиокниги, в основном за рулем или в общественном транспорте», — добавил эксперт.
Директор издательско-полиграфической группы компаний «Деком» Владимир Гройсман рассказал, что среди купленных нижегородцами книг более 30% приходится на художественную литературу, 25% — учебные материалы, 15% — детскую литературу, 7–8% — нон-фикшн, порядка 5% — прикладные материалы, остальное — издания других жанров. Совокупный объем книжного рынка в регионе, по мнению эксперта, приближается к 1 млрд руб. в год: «На нижегородском рынке книжного ритейла третий год, как и в целом по стране, наблюдается снижение продаж: мы ощущаем, что оборот год от года уменьшается на 7–12% в розничной торговле. Не падает выручка только в детском отделе, где более 50% составляет некнижная продукция, и в отделе канцелярии».
Согласно отраслевому отчету федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, за 2017 год объем печатного книжного рынка России вырос на 2,41% до 73,8 млрд руб. с учетом объема закупок бюджетными организациями и объема неструктурированных продаж. Специалисты агентства прогнозируют по итогам 2018 года снижение этого показателя на 2,25% до 72,2 млрд руб. — практически до уровня 2016 года.
Средний чек в нижегородских книжных магазинах эксперты оценивают в 500–600 руб., Владимир Гройсман отмечает, что обычно покупатели заходят за какой-то конкретной книгой, но в итоге останавливают свой выбор сразу на двух. По данным федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, средний чек в книжных сетях в среднем по российским регионам составляет 376 руб., а в магазинах Москвы и Санкт-Петербурга — 778 руб., при этом количество позиций в чеке варьируется от двух до трех.
Некоторый спад покупательской активности господин Гройсман связывает с общей неблагоприятной экономической ситуацией в стране и с мировой тенденцией замещения традиционного формата книг цифровыми, особенно в сегменте справочной литературы и учебных материалов.
Как сообщили „Ъ“ в группе компаний «ЛитРес» (принадлежит «Эксмо-АСТ» и Ozon.ru), рынок электронной книги в России по итогам 2018 года составит около 4,8–5,2 млрд руб. или около 8–9% от емкости коммерческого книжного рынка. В прошлом году рынок электронных книг оценивался в 3,7 млрд руб. Как рассказали в «ЛитРесе», среди активных российских читателей сейчас наблюдается тенденция высокой доли кросс-потребления различных типов книг: читатели бумажных книг одновременно читают и слушают издания в электронном формате.
Говоря о тенденциях в книжной индустрии, основатель независимого книжного магазина «Полка» Александр Карпюк упомянул, что сейчас ритейл старается развивать побочные направления деятельности для компенсации снижения объемов продаж: «Для сетевых книжных включать дополнительные опции выгодно, если у владельцев есть возможность оборудовать небольшую кофейню в соседнем помещении. Независимые книжные не могут себе этого позволить, поэтому часто организовывают камерные мероприятия, чтобы привлечь новую аудиторию, а также попробовать продать книги».