Китай открыл дорогу углю из России
Экспорт через северокорейский порт Раджин возобновлен
На фоне угольного экспортного бума Россия возобновила вывоз угля через северокорейский порт Раджин. Санкции Совбеза ООН против КНДР не ограничивают деятельность Раджина, хотя Южная Корея все еще не дает судам, вошедшим в любые гавани северного соседа, полгода потом заходить в свои порты. “Ъ” не удалось определить поставщика, рискнувшего наладить вывоз через КНДР, угольщики уверяют, что такой экспорт не был особенно привлекательным и стимулировался «сверху». Как отмечают эксперты, Раджин мог стать интереснее из-за загруженности портов РФ, а судьба проекта во многом зависит от отношений Пхеньяна с основным покупателем угля Китаем.
Россия возобновляет поставки угля на экспорт через КНДР, рассказал 5 сентября врио губернатора Приморья Андрей Тарасенко. «Сегодня первый состав с углем пошел к ним на Раджин»,— цитирует чиновника «Интерфакс». Он уточнил, что на Раджин ушел «самый пыльный уголь». В ОАО РЖД оперативных комментариев “Ъ” не предоставили.
Проект экспорта российского угля через незамерзающий порт Раджин в Северной Корее запустили в конце 2013 года, когда ОАО РЖД и КНДР завершили реконструкцию железной дороги Хасан—Раджин стоимостью $250 млн. Поставки затем уходили в Южную Корею и Китай. Проектом занимается российско-корейское СП «Расонконтранс» (70% акций у ОАО РЖД), к нему планировала присоединиться Южная Корея, но в марте 2016 года Сеул вышел из проекта Хасан—Раджин. По данным «Расонконтранса», перевалка угля в порту в 2017 году составила 2,5 млн тонн.
Андрей Тарасенко говорит, что «в портовой инфраструктуре нет санкций» и возобновление отгрузки угля под них не подпадает. Как пояснила “Ъ” старший научный сотрудник Центра корейских исследований Института Дальнего Востока РАН Людмила Захарова, санкции Совбеза ООН действительно не затрагивают Раджин. Но в начале 2016 года Сеул после очередных ядерных испытаний Пхеньяна ввел односторонние санкции, согласно которым суда, которые входят в порты КНДР, в течение 180 дней после этого не могут входить в порты Южной Кореи. Новый президент страны Мун Чжэ Ин обозначил некоторое смягчение курса в отношении Северной Кореи, но санкции пока действуют, говорит госпожа Захарова.
Чей уголь был отправлен через Раджин, в среду выяснить не удалось — «Расонконтранс» не раскрыл это, собеседники “Ъ” среди угольщиков и операторов не знают грузоотправителя.
СУЭК с осени 2017 года прекратила экспорт через КНДР, говорили в компании в феврале, и источник “Ъ”, близкий к компании, в среду заверил, что ничего не изменилось. В «Мечеле» заявили “Ъ”, что не поставляют уголь через Раджин, об этом же говорит источник “Ъ”, близкий к «Кузбассразрезуглю». При этом источники “Ъ” на рынке отмечают, что санкционные ограничения делают Раджин проблематичным путем экспорта и немногочисленные поставки российского угля «делались по большой просьбе для развития сотрудничества между РФ и КНДР».
Покупателем угля, идущего через Раджин, после введения санкций Сеула был Китай, бравший его для внутреннего потребления и не зависящий от портов Южной Кореи. Но, говорит госпожа Захарова, с ухудшением отношений Пекина и Пхеньяна в прошлом году поставки российского угля через КНДР остановились. Грузовая база принципиальна для проекта Хасан—Раджин, отмечает ученый: даже для выхода проекта в ноль необходимо, чтобы перевалка составляла 4–5 млн тонн в год, на практике этого не достигалось. Сейчас же отношения между Китаем и КНДР улучшились, и, как предполагает Людмила Захарова, с этим связано возобновление экспорта российского угля в Китай через Раджин.
Максим Худалов из АКРА считает, что Раджин может быть полезен российским угольщикам на фоне роста спроса в АТР и дефицита портовой инфраструктуры на Дальнем Востоке. Он добавляет, что если ослабнут политические противоречия, то железнодорожное сообщение до Раджина и дальше до южнокорейского Пусана откроет углю из РФ дополнительные экспортные возможности.