У наружной рекламы проблемы на дорогах
Ставящий рынок под угрозу ГОСТ решили доработать
Рынок наружной рекламы в очередной раз оказался под угрозой из-за вступления в силу нового ГОСТа по содержанию автодорог. Новые правила уже с сентября должны были запретить размещать рекламные щиты на проезжей части и тротуарах, что могло бы затронуть около 80% рынка. Однако в последний момент после вмешательства мэра Москвы Сергея Собянина их вступление в силу удалось отсрочить до лета 2019 года.
Национальная ассоциация визуальных коммуникаций (НАВК) при участии чиновников готовит изменения в новый ГОСТ о требованиях к автодорогам, рассказали “Ъ” в НАВК. ГОСТ, вступивший в силу 1 сентября, фактически запрещает ставить рекламные щиты на проезжей части, тротуарах, разделительных полосах и обочинах — реклама там должна быть удалена в течение трех часов после обнаружения. В случае его применения больше 1,5 тыс. рекламных конструкций должны быть демонтированы только в Москве, а весь рынок наружной рекламы лишился бы 80% выручки, сообщила “Ъ” президент НАВК Елена Михайлова.
Размещение наружной рекламы у дорог с марта 2016 года регулирует другой ГОСТ «Наружная реклама на автодорогах…». Он тоже поначалу содержал резкие ужесточения для рекламы, добавленные по инициативе МВД, но после протеста участников рынка и вмешательства администраций Москвы и Петербурга тогдашний первый вице-премьер Игорь Шувалов смягчил стандарт.
Появившийся в конце 2017-го ГОСТ об оснащении автодорог неожиданно для рекламного рынка предлагал новые ограничения для бизнеса. Он должен был вступить в силу еще в июне, но рекламщики добились его переноса на сентябрь, тем временем НАВК обратилась к мэру Москвы Сергею Собянину и в апелляционную комиссию Росстандарта. В июле господин Собянин написал премьер-министру Дмитрию Медведеву, что применение нового ГОСТа относительно рекламы «неприемлемо в условиях существующего развития города» (копия письма есть у “Ъ”). Требования к рекламе были внесены в ГОСТ без обсуждения с правительством Москвы и противоречат положениям профильного для рынка ГОСТа, отмечал мэр. Он просил премьера не включать новый ГОСТ в перечень обязательных до внесения в него поправок. Господин Медведев поручил своему заместителю Дмитрию Козаку учесть позицию мэрии Москвы и доложить предложения, говорят два источника “Ъ”, знакомые с содержанием переписки.
Власти Москвы обратились в правительство «с озабоченностью по поводу возможных радикальных изменений по этой части», подтверждает руководитель департамента рекламы и СМИ Москвы Иван Шубин: «Вопросы по устранению противоречий в итоге поручено проработать, важно, чтобы рекламная отрасль была сохранена. Пока срок вступления требований к рекламоносителям по новому ГОСТу отсрочен до 1 июля 2019 года. Мы по-прежнему будем настаивать на том, чтобы исключить излишние и противоречащие индустрии требования к рекламным конструкциям».
Ужесточения для наружной рекламы лоббирует МВД. Как сообщал “Ъ”, ГИБДД подготовила стратегию по снижению аварийности на дорогах до 2024 года, среди предлагаемых мер которой снижение числа рекламных щитов вдоль дорог. «В принятии решений относительно коммерческих интересов необходимо придерживаться именно приоритетов безопасности. В большинстве цивилизованных стран рекламные конструкции отнесены от дорог, так как не только не украшают дорожное полотно, но и отвлекают внимание водителя»,— подчеркивает заместитель главы общественного совета Минтранса Наталья Агре.
Существующий ГОСТ по наружной рекламе был утвержден после изучения «всех имевшихся научных исследований» о безопасности дорожного движения при установке щитов, во всех этих вопросах активно участвует правительство Москвы, Московской области и Петербурга, напоминает управляющий директор Russ Outdoor Жан-Эммануэль де Витт. «Вступление в силу стандарта, исключающего возможность установки новых и дальнейшей эксплуатации существующих рекламных конструкций, повлекло бы катастрофически негативные последствия для бизнеса по всей России»,— опасается он. За семь лет доля наружной рекламы и так сократилась до 10% от общего объема рекламного рынка. «Подобные факты на уровне нормативного регулирования могут дестабилизировать ситуацию в отрасли. Стабильность бизнеса обеспечивается последовательностью проводимой законодателем политики»,— согласен заместитель гендиректора по правовым вопросам компании «Лайса» Михаил Манжелей.