На мусорном рынке запахло монополией
УФАС видит риск ограничения конкуренции для подрядчиков челябинского регоператора ТКО
Регионального оператора по обращению с отходами — «Центр коммунального сервиса» (ЦКС, Магнитогорск) УФАС предупредило о риске злоупотребления доминирующим положением на рынке при распределении отходов после закрытия челябинской свалки. Федеральное законодательство обяжет предпринимателей по новому порядку заключать договоры с субподрядчиками магнитогорской компании. Эксперты отмечают, что «мусорный» рынок, по аналогии с рынком пассажирских перевозок, в городе закрыт для новых игроков. Регоператор отмечает, что в любом случае будет обязан проводить аукционы для субподрядчиков, что исключает возможность злоупотребления.
В управлении Федеральной антимонопольной службы по Челябинской области заявляют о риске злоупотребления доминирующим положением регоператором челябинского мусорного кластера, которое может привести к осложнению конкурентной ситуации среди субподрядчиков. В марте текущего года по решению минэкологии региона этот статус получило ООО «Центр коммунального сервиса» (ЦКС) из Магнитогорска. По данным системы «СПАРК-Интерфакс», 99% доли уставного капитала принадлежит АО «Амарант» (зарегистрировано в Москве).
Приступить к работе в Челябинске ЦКС, ранее получивший статус регоператора карабашского и магнитогорского кластеров, планирует в декабре 2018 года. До этого времени обслуживание продолжит МУП «Горэкоцентр», месяц назад лишившийся лицензии на обезвреживание и складирование отходов на территории городской свалки.
Переделу мусорного рынка в Челябинске предшествует запущенный властями процесс реструктуризации городской системы обращения с отходами. Напомним, с 1 января 2018 года все бюджетные организации Челябинска прекратили ввоз мусора на городскую свалку. С 1 июля складирование отходов запретили для юридических лиц. Планировалось, что 1 сентября переполненный полигон полностью прекратит работу и закроется на рекультивацию к саммитам ШОС и БРИКС, однако этого не произошло. По словам начальника управления экологии и природопользования администрации Челябинска Евгения Крехтунова, до конца текущего месяца городская свалка продолжит принимать отходы у населения с поэтапным направлением мусорных потоков на альтернативные площадки для их захоронения, расположенные в Урефтах, Копейске и Полетаево.
Как отметил директор «Центра коммунального сервиса» Алексей Бубнов, после включения в работу регоператора предприниматели, согласно федеральному законодательству, обязаны расторгнуть действующие договоры с перевозчиками мусора и заключить новые с компанией, отвечающей за челябинский кластер. Он отметил, что право обслуживать юридические лица останется у лицензированных перевозчиков, работающих на субподряде у регоператора. Примечательно, что перечень этих компаний определит сам ЦКС. Никакого утвержденного реестра перевозчиков, получивших лицензию Росприроднадзора, не существует.
По мнению заместителя руководителя Челябинского УФАС Елены Рысевой, прежде чем запускать мусорную реформу, городским властям необходимо принять взвешенное решение, определить единые правила игры для всех хозяйствующих субъектов, ведущих деятельность на рынке обращения с твердыми коммунальными отходами. «Сегодня этот вопрос не подлежит государственному регулированию, в итоге получается так, что региональный оператор с кем захочет, с тем и заключит договор,— подчеркнула представитель антимонопольного органа.— Мы же тоже можем расценивать эту ситуацию как злоупотребление доминирующим положением на рынке, которое влечет необоснованное уклонение от заключения договора». Госпожа Рысева добавила, что в УФАС уже поступили жалобы от перевозчика ТКО в Кыштыме, работавшего на этом рынке 15 лет, но лишившегося доступа к нему с приходом кыштымского регоператора — ООО «Спецсервис». На ограничение конкуренции также жаловался мусоросортировочный завод Магнитогорска.
На возражения представителя антимонопольного органа руководитель ЦКС заявил, что в этом случае регоператор обязан отыграть аукционы по выбору субподрядчиков. «Конкурсы уже проведены в Копейске и Южноуральске (входят в челябинский кластер.— “Ъ-Южный Урал”), по аукциону в Сосновском районе мы получили предписание УФАС, усмотревшего нарушения в конкурсной документации»,— пояснил господин Бубнов. Он пояснил, что часть аукционов будет отыграна по ФЗ-44, где заказчиком выступают муниципальные органы власти, остальные аукционы по ФЗ-223 проведет сам регоператор.
«Выход на челябинский рынок новых компаний по сбору и переработке отходов, по аналогии с рынком городского транспорта, сегодня практически сведен к нулю»,— прокомментировал член совета челябинского областного отделения общественной организации «Опора России» Андрей Бодрягин. Он отметил, что в «сверхдоходном мусорном бизнесе» все участники так или иначе связаны друг с другом — среди учредителей одни и те же лица, поэтому говорить о здоровой конкуренции не приходится.
Представитель ЦКС, в свою очередь, объясняет недоступность рынка отсутствием у ряда игроков производственной базы. «Мы отталкиваемся от того, что в первую очередь рассматриваем действующих перевозчиков и операторов по сбору мусора, работающих в Челябинске,— подчеркивает Алексей Бубнов.— Есть такая хорошая пословица “Заходи — не бойся, выходи — не плачь”. Другими словами, у нас достаточно полномочий, чтобы контролировать работу тех компаний, которые в рамках договоров будут выполнять обязательства по обращению с отходами».
Отметим, среди альтернативных площадок для складирования отходов наиболее перспективным выглядит полигон ТКО в Полетаево. Как отметил директор ООО «Полигон ТБО», владеющего свалкой в Сосновском районе, Захид Камилов, сегодня полетаевская площадка способна принять до 420 тыс. т мусора в год. За прошедший месяц было ввезено чуть более 3 тыс. т отходов, что составляет 10% объема, ввозимого за тот же период на челябинскую свалку. Чтобы обслуживать весь областной центр на период, пока строится новый полигон ТКО в поселке Чишма в 50 км от города, необходимо увеличить мощность полетаевской свалки в четыре раза, добавил господин Камилов.