Приметы времени
Что меняется в часовом мире
В 2017 году крупнейшая ювелирно-часовая выставка в Базеле отметила столетний юбилей, а спустя год с достаточно жестким заявлением ее покидает Swatch Group — важный игрок в индустрии с оборотом около €8 млрд в год и самый значительный экспонент. Причина, которую назвали руководители компании, кажется вполне убедительной: в XXI веке выставки и другие привычные способы коммуникации не работают, и тратить силы и время на эти мероприятия неэффективно. Для столь консервативной сферы, как часовая, подобные перемены носят судьбоносный характер. По важности это событие можно сравнить, например, с появлением наручных часов в начале XX века или кварцевым кризисом середины 1970-х, которые кардинально изменили индустрию. Очевидно, что уход крупного партнера с выставки — это не просто звонок, это удар в колокол. В каком направлении развивается сегодня часовой люкс? Как индустрия реагирует на перемены, происходящие в мире, и на развитие технологий?
Старое и новое
За последние 200 лет часовая индустрия проделала большой путь. Изменилось производство (вспомнить хотя бы часовой конвейер на мануфактуре Breitling, где часы движутся по кругу от мастера к мастеру, как блюда в суши-баре), материалы (золотым корпусом никого уже давно не удивишь), рекламные и маркетинговые приемы (когда-то бренд-амбассадоры были чем-то экзотическим, а сейчас они есть почти у каждого бренда), способы продаж (покупка часов через интернет, что еще десять лет назад казалось нонсенсом). Однако в производстве часов класса люкс по-прежнему используется ручной труд, личные рекомендации остаются лучшей рекламой, практикуется персональная доставка часов в любую точку мира (братья Гренефельд или Антуан Пресьюзо лично отвозят часы важным клиентам).
До середины 1970-х, когда случился кварцевый кризис, часы позиционировались как функциональный предмет — точный и надежный инструмент для определения времени. После появления дешевых кварцевых моделей премиальные модели стали показателем статуса, неотъемлемым атрибутом имиджа. Сегодня такой подход все еще работает, но не очень-то вдохновляет молодое поколение: те его представители, которые много зарабатывают, предпочитают тратить деньги на развитие бизнеса, на благотворительность, на поддержку экологических программ. И в самом деле, зачем им дорогие часы? Возникла необходимость придумывать новые ответы на этот вечный вопрос.
Формы и функции
Важным этапом в развитии часового дела стало выделение профессии дизайнера в самостоятельную категорию, нередко определяющую успех той или иной модели. Родоначальником этого направления считается Джеральд Джента, классик часового дизайна, вошедший в историю культовыми Royal Oak для Audemars Piguet и популярнейшими Nautilus для Patek Philippe. И это далеко не весь список его заслуг. Один за другим бренды стали приглашать к работе не только часовщиков, способных собрать сложные механизмы, но и дизайнеров, которые внешний вид ставили во главу угла, некоторые бренды открыли у себя дизайнерские отделы.
Последователи Дженты пошли дальше, их уже не устраивали традиционные для часового корпуса формы — круг и квадрат. Изделия марок Urwerk, MB&F, Cabestan, Devon легко принять за гаджеты, они имеют мало общего с часами. А молодая и заметная марка HYT для индикации использует подкрашенную жидкость, что диктует особый дизайн: жидкость указывает час, перемещаясь в прозрачной трубке. Хотя в некоторых моделях минутная и секундная стрелки присутствуют. Популярностью у часовых фанатов пользуются и часы Richard Mille с корпусом формы "бочка".
Но часы, даже являясь модным и очень дорогим аксессуаром, должны оставаться функциональными. Индикация времени, пусть и замысловато реализованная, точный ход — функции, которые невозможно игнорировать.
Оригинальные новинки стремятся представить не только авангардные бренды, но и классические марки. Например, Cartier несколько лет назад выпустил коллекции Diver, Drive. Vacheron Constantin сделал абсолютно новую линейку FiftySix, а Breitling — Navitimer 8. Конечно, их не сравнить с трубками с жидкостью от HYT, но для самих классических марок это, безусловно, смелые решения.
Материалы и рекорды
Еще полвека назад часовые корпуса делались из стали, золота и платины. Сегодня в распоряжении часовщиков гораздо больше материалов: к традиционным добавились керамика, карбон, титан, фирменные золотые сплавы, сапфир, метеориты и графен. Часть из них первоначально предназначалась для использования в далеких от часового дела медицине, космической и автомобильной отраслях.
Поиск новых материалов — это не просто маркетинговый прием, цель которого разнообразить продуктовую линейку. В каждом новом материале часовщиков интересуют прежде всего функциональные характеристики: прочность, устойчивость к царапинам, к высоким и низким температурам, водонепроницаемость, антимагнитность, гипоаллергенность, легкость. А корпуса и браслеты из керамики можно выпускать самых разных цветов.
Карбон пришел в часовую индустрию из автомобильной и космической отраслей. Он легкий и прочный, поэтому часы из карбона чаще всего входят в спортивные серии брендов. Примеры — Audemars Piguet Royal Oak Offshore Tourbillon Chronograph Carbon, Zenith El Primero Lightweight, Hublot Big Bang Aero Bang Carbon.
Сапфир в качестве материала для корпуса первым использовал Richard Mille. Затем это новшество подхватили другие, и теперь не редкость встретить полностью прозрачные часы, причем в разных ценовых категориях: Hublot Big Bang Unico Sapphire, Bell & Ross BR-X1 Skeleton Tourbillon Sapphire, MB&F Horological Machine No. 6 SV.
Из метеоритов изготовляют циферблаты. Трудно сказать, кто сделал это первым. Однако модель с корпусом из метеорита есть только у Антуана Пресьюзо, швейцарского независимого часовщика с несколькими наградами Гран-при Женевы. Этот материал чрезвычайно сложен в обработке, поэтому в данном случае речь идет все же о том, чтобы удивить рынок, обойти конкурентов и завоевать симпатии коллекционеров, которые ищут действительно уникальные часы.
Графен применяется в производстве корпуса модели Richard Mille 50-03 Tourbillon Split Seconds Chronograph Ultralight McLaren F1. Это двухмерный кристалл, который был открыт в 2004 году и позднее получен методом механического расщепления русскими учеными из Манчестерского университета Андреем Геймом и Константином Новоселовым. За это открытие им была присуждена Нобелевская премия по физике. В создании часов и в дальнейших исследованиях поучаствовала и гоночная команда McLaren F1 (графен активно используется в автомобилестроении). Материал корпуса часов выполнен из графена, и сами часы легче в шесть раз и прочнее в 200 раз, чем модели из стали. Они весят всего 40 граммов. И стоят почти €1 млн.
Параллельно с поиском новых материалов и дизайна бренды продолжают свою многовековую работу по усовершенствованию усложнений. Новые технологии дают возможность делать часы тоньше, громче, точнее.
Например, компания Audemars Piguet в сотрудничестве с учеными превзошла всех коллег. Результатом ее восьмилетней совместной работы с Федеральной политехнической школой Лозанны (EPFL) стал представленный в 2016 году репетир Royal Oak Concept Supersonnerie с самым громким и чистым звучанием.
Год от года продолжает ставить рекорды компания Bulgari. Часы Octo Finissimo Tourbillon Automatic с корпусом толщиной всего 3,95 мм являются самыми тонкими в мире в своей категории. Корпус и браслет часов, сделанные из титана (они к тому же и ультралегкие) с пескоструйной обработкой, воплощают все передовые технологии и постоянные поиски лучших решений. Это четвертая модель в списке рекордов Bulgari — был уже и репетир, и модели с ручным и автоматическим заводом.
Цифровые технологии и ручной труд
Когда компания Apple анонсировала умные часы, часовщики шутили, что их сложные механизмы тоже глупыми не назовешь. Но появление на рынке смарт-часов игнорировать было невозможно, и часовые бренды стали разрабатывать их аналоги, привлекая специалистов из компьютерной отрасли. TAG Heuer выпустила свой продукт в сотрудничестве со специалистами Intel и Google. И пусть модель Connected, призванная стать альтернативой часам Apple и Samsung, уступала им в функциональности, зато на ее стороне была сила бренда swiss made.
Другой вариант интеграции традиционного часового дела и современных технологий предложила компания Montblanc, выпустив Twin Smart Strap — смарт-модуль для ремешка. Он выглядит как обычная механическая застежка из нержавеющей стали, но выполняет множество функций, в числе которых получение уведомлений с телефона, бесконтактная оплата и учет ежедневной деятельности. Ремешок предлагается в четырех вариантах: черный из кожи теленка, винтажный коричневый из кожи теленка, черный нейлоновый и нейлоновый в черную и серую полоску.
Но есть в часовом деле область, где современные технологии не присутствуют, все работы по-прежнему выполняются вручную. Это реставрация. Она предполагает использование аутентичных деталей, выпущенных желательно на той же мануфактуре и в те же годы, что и сами часы. Поэтому у каждой серьезной компании есть реставрационный департамент, а хорошие специалисты ценятся на вес золота. В мастерских Parmigiani Fleurier (Мишель Пармиджиани начинал как реставратор) до сих пор реставрируют любые модели часов, независимо от бренда. А мастера Audemars Piguet , которые сидят на верхнем этаже исторического здания в Ле-Брассю, где была основана марка, хранят детали старинных часов: могут пригодиться.
Другая сфера — сервис. Помимо устранения внеплановых поломок часам необходимо профилактическое обслуживание. В России действует только один официальный авторизованный сервисный центр, обслуживающий бренды Cartier, Van Cleef & Arpels, Piaget, Montblanc, Jaeger-LeCoultre, Vacheron Constantin, IWC, Panerai, Roger Dubuis, Baume & Mercier, A. Lange & Sohne. Он находится в Москве, но обратиться в него можно через флагманский бутик или любую авторизованную точку продаж партнеров.
Дорогие часы нуждаются в качественном обслуживании, сохраняющем их ценность. Но дело не только в этом. Например, не так давно мануфактура Cartier разработала антимагнитное корпусное кольцо из хрома. Если сдать свои часы в официальный сервисный центр, они обязательно будут дополнены этой деталью. В Cartier готовы устанавливать ее даже на те часы, которые были выпущены без нее.
И все же ручной труд и современные технологии в часовом деле друг другу не конкуренты. Право на существование имеет и то и другое. И успех будет сопутствовать тем часовым компаниям, чье творение произведет большее впечатление на искушенных покупателей.