Финские расстрелы аукнулись Карелии
Поисковики Минобороны России продолжат в республике поиски захоронений красноармейцев
Минобороны России продолжает работу над гипотезой историков о массовых расстрелах финнами советских военнопленных на территории Карелии. Одно из мест возможных захоронений — урочище Сандармох, где находятся могилы свыше 7,6 тыс. жертв сталинского «большого террора». Экспедиция Российского военно-исторического общества (РВИО) уже обнаружила там тела предположительно пяти красноармейцев, а заодно обследовала 290 памятных мест мемориального кладбища, выяснив, что только в 107 из них покоятся останки политрепрессированных. Историк и автор гипотезы Сергей Веригин пояснил “Ъ”, что Финляндия не предоставляла России данные о местах захоронений советских военнопленных, а он сам еще не работал с финскими архивами. В посольстве Финляндии считают, что такая гипотеза не имеет под собой оснований.
Исследователи Российского военно-исторического общества, соучредителем которого является Минобороны России, и 90-й отдельный специальный поисковый батальон Минобороны продолжат искать доказательства гипотезы, выдвинутой учеными Петрозаводского госуниверситета (ПетрГУ) о массовых расстрелах финнами красноармейцев во время ВОВ на территории Карелии. Об этом в пятницу заявил научный директор РВИО Михаил Мягков. Дату и место новых раскопок он не уточнил. Первая экспедиция работала с 25 августа по 5 сентября в карельском урочище Сандармох. В этом месте находится мемориальное кладбище политрепрессированных, расстрелянных во время «большого террора» в 1937–1938 годах.
Напомним, поисковики нашли две могильные ямы, в которых находись останки пяти человек, убитых в затылок, а также остатки зеленой формы, предположительно английской шинели (судя по всему, их выдавали военнопленным), и пули разного производства и калибра. Представители РВИО не стали утверждать, что это и есть советские военнопленные, расстрелянные финнами, но заявили, что их цель по установлению мест захоронения выполнена (см. “Ъ” от 30 августа). Сейчас с останками работают криминалисты.
Гипотеза историков строится на показаниях красноармейцев, которые оказались в финском плену, сбежали и были пойманы контрразведчиками СМЕРШ Народного комиссариата обороны СССР. Обвиненные в шпионаже солдаты были подвергнуты допросу, на котором рассказали, что у финнов была сеть концлагерей на месте лагерей ГУЛАГа, с жестоким отношением к пленным и массовыми расстрелами.
Историки решили, что финны вывозили военнопленных именно в Сандармох, расположенный недалеко от системы укреплений, которые финны построили рядом с городом Медвежьегорском.
«Мы пришли к выводу, что военнопленные могли быть захоронены и в Сандармохе, там песчаный карьер, расположенный в 12 км от линии фронта. Вполне вероятно, что финны знали о захоронениях НКВД»,— пояснил один из авторов гипотезы директор Института истории, политических и социальных наук ПетрГУ Сергей Веригин, впервые объявивший о своей идее в 2016 году.
Официально нет данных о том, что на территории урочища финны вели массовые расстрелы. Господин Веригин также подтвердил “Ъ”, что Финляндия не передавала России какую-либо информацию о местах захоронения расстрелянных военнопленных на территории Карелии. Вместе с тем историк признался “Ъ”, что он до сих не обратился в исторические архивы Финляндии.
«Мы сейчас планируем поехать в финские архивы, будем договариваться с научным сотрудником Национального архива Финляндии Дмитрием Фроловым. В Карелии было 35 концлагерей, много погибших, но нет информации, где они были захоронены. Я думаю, финны уничтожили эти документы»,— пояснил господин Веригин.
Вместе с тем он отметил, что ПетрГУ поддерживает отношения с финнами и даже ведет несколько совместных проектов. Историк выразил уверенность, что сотрудничество между ПетрГУ и финской стороной продолжится, несмотря на «щепетильную тему» судьбы советских военнопленных.
У финской стороны действительно нет никаких упоминаний о Сандармохе, пояснил “Ъ” пресс-атташе посольства Финляндии в России Танели Добровольский. «Архивные материалы Финляндии о военнопленных находятся в свободном доступе, они достаточно обширны. По теме проведено много научных исследований. По данным экспертов, в финских материалах нет никаких упоминаний о Сандармохе. Эксперты считают, что массовые расстрелы военнопленных совершенно невозможны без каких-либо следов в официальных источниках»,— уточнил господин Добровольский. При этом он отметил, что финские и российские историки тесно сотрудничают и обмениваются архивными материалами: «Данное сотрудничество является хорошей площадкой для обсуждения этой темы». Другие финские собеседники отметили “Ъ”, что в финской историографии тема советских военнопленных считается хорошо изученной, а подавляющее большинство документов по этой теме находится в открытом доступе.
Жители Медвежьегорска считают несостоятельной версию об убийстве финнами советских военнопленных в Сандармохе.
Против новых раскопок в Сандармохе выступили родственники политрепрессированных, которые в открытом письме в Минкульт попросили не беспокоить могилы.
Краевед и художник Владимир Попов пояснил “Ъ”, что на картах, оставшихся от финнов, кладбища и воинские захоронения отмечены и в Сандармохе их нет. Руководитель центра «Возвращенные имена» при Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге Анатолий Разумов подчеркивает, что во время ВОВ через Медвежьегорск проходила линия фронта и сюда не могли свозить тысячи военнопленных для расстрелов. Новая версия, по его мнению, выдвинута для того, чтобы отвлечь от захоронений времен «большого террора».
Министр культуры Карелии Алексей Лесонен подчеркнул сегодня журналистам, что власти региона не намерены «переформатировать» мемориальный комплекс: «Объективно установлено, что в этом месте были расстреляны репрессированные граждане». Однако господин Мягков заявил, что представители РВИО проверили территорию мемориального кладбища и пришли к выводу, что количество мест захоронений там сильно преувеличено. «В урочище Сандармох есть 290 памятных мест, из них останки находятся в 107 могилах,— сообщил научный директор РВИО.— Территория была обследована, и есть вероятность, что в остальных никого нет».