Россия бежит впереди беспилотников
Минтранс РФ предлагает поправки в Венскую конвенцию о дорожном движении
Минтранс России намерен инициировать изменения Венской конвенции о дорожном движении 1968 года. Предлагаемые поправки должны узаконить появление беспилотных автомобилей на дорогах европейских стран — сейчас за рулем автомобиля обязательно должен находиться водитель. Тема эта активно обсуждается в мире в последние годы, в частности, на фоне ДТП, которые произошли с участием беспилотников.
Проект изменений в Венскую конвенцию о дорожном движении 1968 года планируется обсудить в конце сентября на Всемирном форуме по безопасности дорожного движения (организатор — комитет по транспорту Европейской экономической комиссии ООН). Об этом заявил заместитель главы Минтранса Сергей Аристов в интервью газете «Транспорт России». «Мы предлагаем разрешить эксплуатацию полностью автономных автомобилей на дорогах общего пользования,— заявил он.— Следующим шагом будет внесение соответствующих изменений в законодательство РФ».
Как менялась Венская конвенция о дорожном движении
Допуск беспилотных авто на дороги, напомним, обсуждается в России уже несколько лет. Сейчас на рынке есть модели, позволяющие водителю отпустить руль и педали в движении — машина будет придерживаться заданного ряда, сохранять дистанцию до другого авто, экстренно тормозить, автоматически парковаться. Но о полноценном автономном вождении без участия человека речи пока не идет. Такие автомобили пока только разрабатываются либо существуют в виде концептов или экспериментальных разработок. Они есть и у российских производителей: КамАЗ еще в 2016 году представил концептуальный беспилотный автобус «Шаттл». «Яндекс» свое беспилотное авто уже опробовал на улицах Москвы (ГИБДД не давало на это разрешения) и на трассе М7. В сентябре 2018 года ГАЗ представил электрический автобус «Газель» с функцией автопилота.
Вместе с тем еще в 2014 году Владимир Путин поручил правительству разработать Национальную технологическую инициативу (НТИ) — план поддержки перспективных отраслей экономики. Одним из направлений НТИ стал «Автонет» (беспилотные автомобили). Правительство уже утвердило план «по совершенствованию законодательства» в этой области, документ предусматривает в том числе внесение поправок в Венскую конвенцию.
Согласно ст. 8 конвенции, автомобиль может быть частично автоматизирован (активный круиз-контроль или система удержания авто в полосе), при этом водитель обязан находиться за рулем и иметь возможность отключить систему. Такие формулировки не позволяют допустить на дорогу полностью автономный автомобиль, следует из материалов Минтранса (есть у “Ъ”): машины могут вообще не иметь руля и педалей, а значит, человек в принципе не сможет взять на себя управление. Для решения вопроса Минтранс предлагает, в частности, ввести термины «высокоавтоматизированное транспортное средство» (может передвигаться без участия водителя в зависимости от дорожных и погодных условий) и «полностью автоматизированное транспортное средство» (может передвигаться самостоятельно в любых условиях). Поправками также допускается установка в машину неотключаемой системы автопилота, которая, по сути, приравнивается к водителю — она должна следить за рельефом местности, погодой, а также остановить машину перед неожиданно возникшим препятствием. Любопытно, что предложенные Минтрансом поправки (в частности, терминология) во многом совпадают с предложениями, уже заложенными в проекте резолюции форума по безопасности движения (текст уже опубликован на сайте ЕЭК ООН).
«Основное преимущество инициативы — повышение безопасности,— пояснили “Ъ” в НТИ "Автонет".— Сейчас в понятийном аппарате конвенции нет определения высокоавтоматизированного автомобиля. Следовательно, все тестирования могут проходить только в случае, если за рулем будет человек. После внесения изменений у стран появится возможность законодательно закрепить высокоавтоматизированное авто в своих ПДД».
Попытки урегулировать вопрос допуска беспилотных автомобилей на дороги предпринимаются в комитете по транспорту ЕЭК ООН уже несколько лет, рассказывает источник “Ъ”. «Чиновники министерства довольно формально подошли к вопросу и просто исполняют план правительства по внесению изменений в конвенцию,— говорит собеседник “Ъ”.— Документ не решает главный вопрос: кто будет нести ответственность в случае, если авто в режиме автопилота попадет в ДТП и нанесет ущерб».
В поправках не зафиксирована обязанность компаний выводить на дороги только протестированные по определенным стандартам машины, обращает внимание президент компании Сognitive Technologies (разработчик беспилотных авто) Ольга Ускова: «При таких формулировках на дороги будут выезжать транспортные средства, заявленные как полностью автономные, на самом деле опасные для окружающих». Отметим, несколько аварий уже зафиксированы в США (в марте беспилотное такси Uber сбило насмерть женщину), каждый такой случай привлекает внимание общественности.
В Минтрансе проект поправок вчера не комментировали. Формально, говорит собеседник “Ъ”, изменения в российские ПДД в части беспилотников можно внести и без изменений конвенции. «В США некоторые компании просто договорились с властями штатов о проведении испытаний на дорогах»,— поясняет он.
В Госдуме тем временем отнеслись к инициативе Минтранса довольно скептически. «Хорошо, конечно, стараться быть в мейнстриме,— говорит первый зампред комитета Госдумы по госстроительству Вячеслав Лысаков.— Но наша страна имеет чуть более 1 млн км дорог и нуждается приблизительно еще в таком же количестве. Есть более насущные вопросы пассажирских и грузовых перевозок. Я бы считал более правильным послушать наконец профессиональное сообщество и сосредоточиться на действительно актуальных транспортных проблемах, а не на беспилотниках».