Британской экономике не помешала бы Маргарет Тэтчер и немного справедливости
Помочь ей могут немедленные реформы
Комиссия по экономической справедливости при британском институте общественно-политических исследований (IPPR) представила результаты двухлетнего изучения состояния экономики Великобритании. Они оказались неутешительными: экономика страны не действует, она не справедлива, не способствует процветанию граждан и, как следствие, нуждается в фундаментальных структурных реформах, причем немедленно.
Комиссия по экономической справедливости при IPPR в течение почти двух лет изучала все стороны британской экономики, чтобы оценить ее состояние, установить ее слабые места и продумать новую экономическую политику с учетом предстоящего выхода страны из состава Европейского союза. Слабым местом, по оценке членов комиссии, оказалась вся экономика Великобритании, и для исправления ситуации понадобятся реформы, сравнимые по масштабам и жесткости с теми, которые проводила в 80-х годах прошлого века Маргарет Тэтчер. В составе комиссии, которая была создана IPPR осенью 2016 года, 22 человека — известные эксперты в области экономики, управления и новейших технологий, профессора университетов, руководители компаний, профсоюзные лидеры, а также духовный глава церкви Англии архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби.
Свои выводы комиссия опубликовала в 338-страничном докладе, особо подчеркнув, что высказываемые ею мнения независимы от любых политических взглядов, она не становится на чью-то сторону в вопросе «Брексита» и не занимается поиском виновных в нынешней экономической ситуации.
Главные выводы комиссии следующие: британская экономика не работает, она нуждается в фундаментальных реформах. Сильная экономика — это справедливая экономика, справедливость должна быть «жестко запрограммирована» в самих принципах, перемены нужны здесь и сейчас, а не в отдаленной перспективе.
Основные предложения экспертов уложились в 10 пунктов, касающихся главных направлений реформ.
Так, они считают, что необходима политика «новой индустриализации» с созданием промышленных кластеров вокруг университетов, занимающихся научными исследованиями; пересмотр индустриальной стратегии с постановкой ясных целей и задач по господдержке промышленности, расширение государственных инвестиций в промышленность и т. п.
Для улучшения положения на рынке труда эксперты рекомендуют в числе прочего поднять минимальный размер оплаты труда до реального прожиточного минимума (£8,75 в час за пределами Лондона), расширить участие профсоюзов в улучшении условий труда, обязать компании раскрывать данные о разрыве в оплате труда, более гибко подходить к составлению рабочих графиков, особенно для женщин, поскольку те воспитывают детей и заботятся о пожилых родственниках.
Для того чтобы экономика развивалась эффективно, ей, подчеркивают эксперты, нужен успешный частный сектор, причем его необходимо ориентировать на долгосрочный успех, а не на достижение сиюминутной выгоды для акционеров компаний. В числе предложений в этом пункте — введение в правление компаний (при числе сотрудников более 250) не менее двух представителей от трудового коллектива, контроль размера выплат высшему руководству компаний, упрощение принципа начисления зарплат топ-менеджерам и привязка их к таким показателям, как инновации и производительность, а не к стоимости акций.
Кроме того, комиссия видит необходимость устранения монополии и регулирования деятельности интернет-гигантов и цифровых платформ; наращивания автоматизации одновременно с расширением инвестиций в переобучение и переподготовку трудовых ресурсов; укрепления финансовой системы; решения проблемы имущественного неравенства, в частности, путем создания Фонда благосостояния граждан, из которого все британцы смогут получать ежегодные дивиденды; упрощения системы налогообложения и оптимизации налогов; достижения экологической устойчивости; создания новой экономической конституции с учетом изменений в экономике за последние 40 лет и т. п.
Предваряя публикацию доклада комиссии, архиепископ Кентерберийский Джастин Уэлби прокомментировал основные его выводы в интервью Би-би-си. По его словам, «британская экономика несправедлива»: «люди страдают от того, что даже при наличии двух работающих людей в семье они вынуждены обращаться в благотворительные фонды за продуктами», или «не могут, не влезая в долги, купить самую простую бытовую технику взамен старой, не говоря уже о покупке предметов роскоши». Одним из самых печальных явлений последнего времени он считает то, что прожиточным минимумом стали называть то, что раньше всегда называли минимальным размером оплаты труда. «Нам необходим прожиточный минимум, потому что его наличие позволяет людям жить достойно, а человеческое достоинство — это то, без чего в нашем понимании не может быть справедливой экономики»,— заявил архиепископ Кентерберийский.
Он разделяет мнение членов комиссии, что оптимизация налогообложения должна предусматривать увеличение налогов для технологических компаний и богатых граждан, и «те, кто имеет больше, должны платить больше». И никакая компания, даже международная, по его словам, «не должна избегать ответственности в уплате налогов в должном объеме в соответствии с ее доходами». Для технологических компаний, считает комиссия, необходимо создать новый регулирующий орган, который будет следить за тем, чтобы такие, как Google и Facebook, подходили со всей ответственностью к тому, как они обращаются с личными данными пользователей. «У таких компаний огромное влияние, а использование личных данных влечет серьезные последствия для безопасности людей»,— пояснил архиепископ Кентерберийский.
Комментируя публикацию доклада, председатель комиссии по экономической справедливости и один из руководителей IPPR Том Кибаси отметил, что есть все основания верить в возможность осуществления столь грандиозных реформ и их успех, поскольку такой масштаб преобразований британская экономика переживала уже не раз, например, в 40-е годы прошлого века, когда страна восстанавливалась после войны, а также в 80-х годах при Маргарет Тэтчер. «Мы способны ликвидировать разрыв между тем, какая наша страна сейчас и какой хотим ее видеть»,— сказал господин Кибаси.