Серена Уильямс променяла гейм на характер
Ее поражение в финале US Open ознаменовалось крупным скандалом
Женский финал Открытого чемпионата США ознаменовался не только рождением самой молодой за последние десять лет победительницы турниров Большого шлема, которой стала 20-летняя японка Наоми Осака, но и грандиозным скандалом. По ходу второй партии знаменитая американка Серена Уильямс по решению судьи на вышке за подсказки тренера и недисциплинированное поведение получила замечание, после чего лишилась сначала очка, а затем и целого гейма.
Возможно, через некоторое время выяснится, что в женском финале Открытого чемпионата США родилась новая теннисная суперзвезда. Для этого, правда, Наоми Осаке, самой молодой победительнице турниров Большого шлема с 2008 года, требуется выиграть еще хотя бы пару подобных финалов, причем желательно поскорее. Но пока ее субботнее противоборство с Сереной Уильямс останется в истории по причине одного из самых громких скандалов в истории тенниса.
До начала второй партии матч проходил по одному из тех сценариев, которые с той или иной степенью вероятности читались заранее. Наоми Осака, уже не раз доказывавшая, что ей не свойственен пиетет перед авторитетами, воодушевилась этим финалом, а не испугалась его. Она была мобильнее и точнее Серены Уильямс, практически не уступая ей в мощи. А невысокую скорость второй подачи компенсировала высоким процентом попадания с первого мяча.
Пять геймов подряд, выигранные японкой по ходу первой партии, ее результат — 6:2, логика самой игры, в которой экс-первая ракетка мира явно уступала своей сопернице практически по всем статьям, не оставляли сомнений по поводу того, что Наоми Осака созрела для главного пока триумфа в ее жизни и без помощи со стороны. И тут началось самое интересное. Во втором гейме второй партии судья на вышке испанец Карлос Рамос сделал Серене Уильямс замечание за сигналы руками, которые посылал ей с трибуны тренер Патрик Муратоглу.
Чтобы понять суть момента, который стал прологом грядущей драмы, нужно отметить, что Серена Уильямс едва ли не единственная теннисистка мировой элиты, умышленно не прибегающая к так называемому коучингу — регламентированному правилами общению игрока с тренером на корте в перерывах между геймами. Сама она утверждает, что считает это ниже своего достоинства. Зато именно Серене Уильямс присущи, наверное, самые яркие нервные срывы, случавшиеся за последние годы в женском теннисе. Например, там же, на US Open, в полуфинале 2009 года против Ким Клейстерс она обрушилась с угрозами и оскорблениями на линейного судью и была лишена очка, которое к тому же оказалось матчболом.
Кроме того, Рамос — один из тех судей, которые стараются как можно скрупулезнее чтить букву теннисного закона. Это прекрасно известно даже самым крутым чемпионам. Скажем, в прошлом году на Открытом чемпионате Франции именно Рамос сделал замечание своему соотечественнику, королю Roland Garros Рафаэлю Надалю, который между розыгрышами по ходу гейма прибегает к особому ритуалу, позволяющему затягивать время и переводить дух. А несколько месяцев назад на Wimbledon от принципиальности Рамоса пострадал будущий чемпион Новак Джокович.
Ну и, конечно, следует подчеркнуть, что общение любого игрока с тренером по ходу матча в той или иной форме происходит практически постоянно. Вопрос в том, как реагирует на это конкретный судья. Неслучайно Муратоглу, один из самых авторитетных специалистов в современном теннисе, который работает с Сереной Уильямс с 2012 года, сразу после окончания матча в интервью ESPN сказал буквально следующее: «Да, я занимался "коучингом", но не уверен, что Серена видела знаки, которые я ей посылал. К тому же Саша (серб Саша Бажин, который до 2015 года на протяжении восьми лет был спарринг-партнером Серены Уильямс, а девять месяцев назад начал работать в качестве тренера с Осакой.— “Ъ”) делал, по сути, то же самое».
В данном случае все эти факторы смешались во взрывоопасном коктейле. Судя по реакции американки, дисциплинарное замечание Рамоса очень сильно задело ее. Она сразу же начала выяснять отношения с испанцем, а в перерывах между геймами пыталась объяснить ему, что никогда не прибегает к тем уловкам, в которых он ее обвиняет. Все это, однако, не помешало Серене Уильямс в четвертом гейме, наконец, взять чужую подачу и повести — 3:1. Однако уже в пятом гейме она допустила две двойные ошибки, а на брейк-пойнте пробила в сетку. После чего смачным ударом о корт превратила обод своей ракетки из эллипса в многоугольник, и Рамос в строгом соответствии с правилами снял с нее одно очко.
23-кратная победительница турниров Большого шлема осознала это лишь в начале следующего, шестого гейма, когда выяснилось, что соперница начинает его на своей подаче при счете 15:0. И тут закатила уже настоящую истерику. Распалившись до предела, американка требовала у Рамоса извинений, утверждая, что он неуважительно относится к ее характеру, но тот до поры до времени лишь молчал. Однако в самом конце очередной смены сторон последовало высказывание, которое Рамос уже не мог оставить без ответа. «Вы украли у меня очко, вы — вор!» — воскликнула Серена Уильямс, направляясь принимать подачу Осаки. И сразу выяснилось, что вообще-то японка ведет не 4:3, а 5:3, и подавать предстоит американке, которую по правилам после третьего замечания Рамос лишил уже целого гейма.
Обмен мнениями с рефери турнира, который появился на корте по требованию Серены Уильямс, ничего изменить уже не мог. Позволив кумиру своего детства взять «под ноль» девятый гейм, Осака четко отподавала в десятом и победила за 1 час 19 минут — 6:2, 6:4. С точки зрения статистики ключевым фактором в данном случае оказалось феноменальное в столь важном матче умение победительницы брать ключевые очки. Из пяти своих брейк-пойнтов она реализовала четыре, а из шести чужих отдала лишь один. Это была не просто классная, а профессорская игра. Первая в истории Японии победительница турниров Большого шлема намекнула, что ее следует рассматривать как наиболее вероятного лидера нового поколения женского тенниса.
Дальше была церемония награждения, во время которой Наоми Осаке пришлось улыбаться сквозь слезы. Причем это были слезы не счастья, а жуткой обиды, поскольку тысячи болельщиков Серены Уильямс в минуты триумфа совсем еще юной девушки, не привыкшей к подобным мероприятиям, выражали свои эмоции далеко не самым лучшим для такой ситуации способом, гудев словно футбольные фанаты после проигрыша своей команды. Пытаясь подбодрить свою соперницу, многоопытная американка не могла не понимать, что фактически украла у нее радость победы.
А еще через некоторое время стало понятно, что весь теннисный мир разделился на две половины, из которых одна встала на сторону Рамоса, а другая — скорее наоборот. Выдав в конце пресс-конференции пространный спич о мужском сексизме и праве теннисисток на проявление эмоциональности, Серена Уильямс покидала зал пресс-центра под аплодисменты.