Привокзальный сэр
Пол Маккартни открыл новую станцию
Вышел в свет 17-й сольный альбом сэра Пола Маккартни «Egypt Station». Борис Барабанов рекомендует слушать его по методу, который на родине автора называют binge-watch — целиком, не отвлекаясь на ерунду.
Пол Маккартни очень хорошо понимает, что музыка сама себя не продаст. Даже его музыка. Поэтому он много гастролирует, а также придерживается стратегии превращения каждого альбомного релиза в событие с неожиданным сюжетным поворотом. Возьмем, например, последние шесть альбомов.
«Chaos and Creation in the Backyard» (2005) записывал продюсер Radiohead Найджел Годрич, и это вызвало интерес аудитории Radiohead. «Memory Almost Full» (2007) был выпущен на лейбле, принадлежащем Starbucks, и продавался в кофейнях. «Ocean’s Kingdom» (2011) был музыкой к балету. В «Kisses On The Bottom» (2012) вошли кавер-версии песен, которые Пол Маккартни слушал в детстве по радио. Интригой «New» (2013) было привлечение для записи актуальных продюсеров момента — Пола Эпуорта, Итана Джонса и Марка Ронсона, партнера Эми Уайнхаус.
В новом альбоме «Egypt Station» есть трек «Fuh You», сделанный с Райаном Теддером — человеком из группы OneRepublic, олицетворяющим философию саундпродюсирования последних 10–12 лет. Сэр Пол охотно экспериментирует с молодежью, достаточно вспомнить его альянс с итальянской электронной группой The Bloody Beetroots или сотрудничество с Рианной и Канье Уэстом в треке «FourFiveSeconds». От этих композиций могло быть какое угодно впечатление, но одно можно было сказать точно: Пол Маккартни не пытался таким образом делать лучше свою собственную музыку.
«Fuh You» звучит так, словно Маккартни позволил Райану Теддеру творить с песней все, что тому заблагорассудится. У них получился поверхностный стадионный поп-трек со всеми признаками шлягера для современного радио — отполированная мелодическая линия, пресное фортепиано, «зависание» перед припевом, бэк-вокал с усиленными сверх меры верхними частотами. Музыка, из которой выкачали воздух.
Когда в 2012-м Маккартни неожиданно выпустил сингл с музыкантами группы Nirvana, это была сенсация со знаком плюс. Это было ни на что не похоже, никто не вспомнит сейчас, как это звучало, но дух захватывало даже от самой идеи такого альянса. Когда же Пол Маккартни вдруг оказывается в позиции вокалиста OneRepublic, ничего, кроме разочарования, не чувствуешь.
Но тон альбому песня не задает. К счастью, помимо «Fuh You», в альбоме «Egypt Station» полно первосортного песенного материала с чувством времени, утекающего сквозь пальцы. В первой же композиции «I Don’t Know» Пол Маккартни транслирует это ощущение с возрастным надломом в голосе, который в этом альбоме слышен как никогда раньше. «I Don’t Know» — это стопроцентно узнаваемая битловская гармония, автор словно обещает: «Не подведу». Он чередует динамичные рок-треки в духе группы Wings («Come On To Me», «Who Cares», «Caesar Rock») с более рассудительными пьесами, в которых его уникальный дар мелодиста реализован в полной мере. Было бы странно, если бы Пол Маккартни обошелся без многочисленных «приветов» группе The Beatles, ее психоделическому периоду и ее композициям с вошедшими в канон струнными аранжировками. Величественное следование канону — песня «Despite Repeated Warnings» c прозрачными политическими аллюзиями, которая неожиданно превращается в многочастное полотно в духе «Live And Let Die».
Как и в любом сольном альбоме Маккартни, в «Egypt Station» находится «та самая баллада», от которой щемит сердце, после которой потом помнишь даже не мелодию, а чувство внутри. Скажем, в альбоме «Flowers In The Dirt» (1989) это была «Distractions», а в «Memory Almost Full» — «You Tell Me». В «Egypt Station» это песня «Hand In Hand», своего рода послесловие к шедевру «My Valentine» из альбома «Kisses On The Bottom». И как в любом альбоме, Маккартни предлагает нам в «Egypt Station», как сказали бы Monty Python, «нечто совершенно иное». В данном случае это «Back In Brazil» — самба в духе Маркоса Валле с лихим и непредсказуемым построением мелодии.
«Egypt Station» — ослепительный музыкальный монумент, сбивающий спесь практически со всех сегодняшних архитекторов звука и покорителей чартов. За этот альбом нужно браться, как за хороший сериал, слушать запоем, не оставляя на потом ни одного кадра. И не забыть про дополнительные материалы, которые разогревали релиз. Это прежде всего «Carpool Karaoke», в котором Пол Маккартни в компании ведущего Джеймса Кордена ездит по родному Ливерпулю. Это скетч, в котором сэр Пол вместе с комиком Джимми Фэллоном разыгрывают людей в лифте Рокфеллер-центра. И это концерт, который в день выхода альбома Пол Маккартни сыграл в прямом эфире YouTube на Центральном вокзале Нью-Йорка.